Несвядомы бизнес. Как в Беларуси рискнули сделать майки «Спасибо деду за победу»

Белорусы не хотят носить майки с российским идеологическим клише.

Футболку мужскую с принтом «Спасибо деду за победу» можно купить в Гомеле в фирменном магазине ОАО «8 Марта». Помимо маек с российским военно-патриотическим культурным контекстом, у бренда VosMae появилась линейка с национальным белорусским: вышиванки, буслы, тракторы. Майки продаются за 9 рублей.

Снимок вызывающего вопросы товара сделала покупательница Полина Степаненко, в прошлом сотрудница музея Максима Богдановича в Минске.

 

«Это мерзость и угроза независимости»

Полина Степаненко была в гостях у родителей в Гомеле и зашла в фирменный магазин «8 Марта» за спортивной одеждой. Увидев «такое», женщина сделала фото для соцсетей. Под публикацией десятки комментариев и реакций с возмущением и удивлением.

Самые безобидные комментарии: «Москва в головах — она такая», «Крым и Донбасс внуки могут повторить», «Майки — это только подготовка».

«Интересно, если б белорусы начали массово носить. А так: ну (эмоциональная оценка)», — написал публицист Северин Квятковский.

«У меня два деда воевали. Один освобождал Минск, дошел до Берлина. Второму выбил глаз снайпер. Но это мерзость — такие майки. И угроза независимости», — пояснила свое отношение к этому принту Полина Степаненко в интервью Naviny.by.

 

Комментарий «8 Марта»: «Это существует в природе независимо от нас»

Замдиректора по коммерческим вопросам фабрики «8 Марта» Ольга Шолохова пояснила для Naviny.by, что спорная коллекция уже не выпускается. Сейчас распродают остатки 2018 года. По поводу обвинений в пропаганде войны она пояснила:

«Мы вообще за мир во всем мире. Мы не пропагандируем войну. Но все же наши деды воевали, и так тоже можно воздать им должное уважение и память. Я не вижу в этом ничего плохого».

К тому же, рассказывает замдиректора предприятия, проходят совместные патриотические мероприятия между Беларусью и Россией. «И эта эмблема "Спасибо деду за победу" — это не наша придумка, это, скажем так, существует в природе независимо от нас».

Фабрика работает и на экспорт, в том числе в Россию. «Эти майки там нормально покупаются. А белорусы не охотно их берут. И по причине низкого спроса мы отказались от повторного выпуска коллекции», — отметила Шолохова.

 

Непростое бизнес-решение

Узнать, как и по каким причинам предприятие решило напечатать майки с российским патриотическим слоганом, у Ольги Шолоховой нам не удалось. Работать на фабрику женщина пришла, когда коллекция уже была отшита. Замдиректора по идеологии и отдел маркетинга из-за командировок, отпусков и внутренних инструкций не могут дать комментарий.

В общих чертах для нас описали процедуру принятия решения. Это происходит на специальном худсовете через голосование, пояснили на фабрике «8 Марта».

В художественный совет входят руководители предприятия, представители фирменной торговой сети, представители крупных торговых площадок страны, таких как ТД «На Немиге», ЦУМ.

Отдел маркетинга предприятия готовит анализ покупательского спроса. Есть представители целевой аудитории, например, молодые мамы или женщины бальзаковского возраста из числа продавцов сети. Они высказывают свое мнение как клиентки. Желающие обсуждают коммерческую целесообразность выпуска той-иной модели, эскизы которых презентуют работники художественной лаборатории предприятия.

Made in Russia: «Спасибо деду за победу»: патриотический слоган, ставший комедией

В России слоган «Спасибо деду за победу» стал частью государственной идеологии. Его, как и георгиевские ленты, люди размещают на авто, носят одежду с таким принтом, публикуют статусы в соцсетях... Недавно сняли кино с таким названием, но по жанру это почему-то комедия.

Белорусская власть ведет отстройку своих символов Победы в Великой Отечественной войне от российских. Альтернатива георгиевской ленточке — цветок яблони на зелено-красной ленте. Популярна акция «Беларусь помнит»: люди собираются в условленном месте в условленное время с портретами своих героических родственников. Это ответ их «Бессмертному полку».

И в гражданском обществе Беларуси регулярно возникает тревожное напряжение по отношению к любому проявлению российской экспансии.

На фабрике «8 Марта», очевидно, это быстро поняли. Вдогонку к «несвядомым» выпустили футболки «свядомыя»: с аистом, зубром, чаркой, бульбой… Любопытно, что и трактор «Беларус» получил честь попасть в число маечных национальных символов современности.