В Беларуси появится доска банковского позора?

Власти намерены бороться с недобросовестным поведением коммерческих банков.

Национальный банк Беларуси на днях направил письмо коммерческим банкам, в котором сообщил, что намерен публиковать примеры недобросовестного поведения банков. То есть в стране может появиться доска банковского позора. Нужна ли она?

 

Негожие банковские практики

В Беларуси до сих пор не создан механизм внесудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и банками. Хотя такие споры периодически возникают, и иногда даже дело доходит до того, что содержание конфликтных ситуаций становится поводом для обращения к главе государства.

Так, например, было в этом году, когда Республиканская партия труда и справедливости возмутилась тем, какие жесткие санкции используют финансовые организации по отношению к клиентам за несвоевременный возврат кредита.

На днях Национальный банк направил в адрес коммерческих банков письмо, из которого стало известно, какие именно банковские практики регулятор относит к недобросовестным.

Таковой, в частности, является «представление потребителям информации, которая прямо или косвенно, в том числе посредством замалчивания, двусмысленности или преувеличения, может ввести их в заблуждение».

Примером недобросовестных практик банков регулятор также считает условия, которые «не позволяют гражданам самостоятельно рассчитать размер ежемесячного платежа по кредитному договору».

Предоставление потребителям сопутствующих продуктов (кредитные карты, карты рассрочки, SMS-оповещение) «путем их навязывания без должного разъяснения условий кредитных договоров» Нацбанк также относит к недобросовестным практикам.

Сюда же относится и включение в кредитные договоры условий, которые препятствуют кредитополучателям пользоваться услугами других банков на время действия кредитного договора.

Впредь Нацбанк намерен на своем сайте публиковать сведения о примерах недобросовестного поведения банков.

 

Банки попадут на доску позора?

По мнению собеседников БелаПАН в финансовых кругах, некоторые коммерческие банки используют упомянутые выше практики в связи с обострением конкуренции.

«В недобросовестных практиках нет прямого нарушения законодательства. Эти практики сохраняются в связи с обострением конкурентной борьбы в банковском секторе и, как следствие, стремлением заработать», — рассказал собеседник БелаПАН в финансовых кругах.

Ходят разговоры, что примеры недобросовестных практик могут обнародоваться властями с указанием конкретных коммерческих банков, которые их используют. Ведь жалобы клиентов продолжают поступать.

«Банки пока не могут договориться между собой, чтобы работать по единым правилам и стандартам, соблюдая приличия. Что в этой ситуации остается делать государству? Не исключено, что если банки не прислушаются к предупреждениям, они могут оказаться на доске позора», — считает эксперт БелаПАН, знакомый с ситуацией в банковской сфере.

 

Стране нужен финансовый омбудсмен

Стоит отметить, что в других странах евразийского пространства в последние годы также озаботились проблемой, как решать споры, возникающие между потребителями и поставщиками финансовых услуг.

Летом 2018 году президент России подписал закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Теперь у нашей восточной соседки появился финансовый омбудсмен, который занимается защитой прав потребителей, причем не только банковских, но и страховых услуг.

При омбудсмене в России работает служба, которая принимает претензии граждан, недовольных качеством финансовых услуг. После тщательного рассмотрения обращения граждан омбудсмен выносит решение, которое является обязательным для исполнения банками и страховыми компаниями.

Финансовый омбудсмен появился также в Казахстане, Армении и работает в ряде стран Евросоюза.

Представители банковского сектора в неформальных беседах признают, что на рынке финансовых услуг Беларуси действительно стоит навести порядок.

«Встречаются случаи, когда игроки пытаются обойти конкурентов на рынке банковских услуг не путем внедрения новых интересных продуктов, а за счет различных спец- и допусловий для клиентов. Поэтому заниматься этой темой в стране нужно и для того, чтобы создать равные условия хозяйствования для банков, и для того, чтобы защитить права потребителей финансовых услуг», — заявил БелаПАН руководитель известного коммерческого банка.

Белорусские экономисты считают, что, исходя из опыта других стран, лучший способ защитить права потребителей — создать в стране институт финансового омбудсмена.

«Механизм внесудебного урегулирования споров между потребителями и поставщиками финансовых услуг стране нужен. Это позволило бы минимизировать и временные, и финансовые затраты всех сторон, участвующих в споре», — полагает заместитель административного директора по развитию Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Анастасия Лузгина.

При этом эксперты считают, что омбудсмен нужен не только для урегулирования споров, возникающих на рынке банковских услуг.

«Финансовые технологии постоянно развиваются, поэтому омбудсмен должен курировать не только банковский сектор, но и иные сегменты финансового рынка. Создание цивилизованного механизма урегулирования споров позволило бы повысить доверие потребителей к услугам, которые оказываются на финансовом рынке», — считает научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.

По мнению экономистов, у финансового омбудсмена, чтобы этот институт работал эффективно, должны быть законодательные полномочия принимать решения, которые бы признавались и государственными органами, и финансовыми институтами.

А вот к реализации идеи публиковать в интернете недобросовестные практики банков стоит подходить аккуратно, считают экономисты.

«Что касается публикации в интернете сведений о банках, которые используют недобросовестные практики, то это довольно жесткая мера, и она может серьезно повлиять на репутацию кредитных организаций. Поэтому к этому, наверное, если и стоит прибегать, то в самом крайнем случае, когда коммерческие организации не хотят реагировать на предупреждения регулятора», — считает Олег Мазоль.

Схожего мнения придерживаются и другие эксперты финансового рынка.

В целях повышения финансовой грамотности населения публиковать недобросовестные банковские практики, возможно, и имеет смысл, считает Анастасия Лузгина.

Благодаря этой информации, полагает она, любой потребитель финуслуг сможет понять, ущемляются ли его права.

«Что касается публикации списка банков, которые используют такие практики, то это довольно дискуссионная тема. В деятельности каждой коммерческой организации можно найти недостатки. Стоит ли о них сразу всем рассказывать? Наверное, нет, и опыт других стран показал, что можно эти проблемы спокойно решать благодаря финансовому омбудсмену, которой нужен и нашему рынку», — резюмировала Анастасия Лузгина.