Правки в Избирательный кодекс дошли до парламента. Но это может оказаться тупик

Резонансный законопроект имеет много шансов надолго лечь под сукно.

Впервые за долгий срок в Палате представителей зарегистрирован оппозиционный законопроект, да еще и касающийся поправок в Избирательный кодекс. Регистрация этого законопроекта может стать венцом законодательной карьеры для Анны Канопацкой.

 

Пример депутатской инициативы

Когда в Палате представителей рассматривают законопроекты, разработанные по инициативе депутатов, а не президента или правительства, — это всегда необычно. По итогам весенней сессии Палаты представителей ее председатель Владимир Андрейченко отчитался о принятии 90 документов. При этом спикер не акцентировал внимание на том, сколько из них были инициированы депутатами.

Между тем, за весь период последней парламентской сессии (со 2 апреля по 28 июня) в базе данных «Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в постоянных комиссиях и (или) рассмотренные на сессии» значится лишь два документа, инициированных депутатами — это изменения в законы «Об инвестициях» и о «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».

Оба законопроекта были приняты 18 декабря 2018 года во втором (окончательном) чтении, но затем оба вернулись в нижнюю палату с возражениями президента. И совсем не факт, что они когда-нибудь будут воплощены в законы.

Названные законопроекты были первоначально внесены в Палату представителей в декабре 2017-го. Весь цикл до принятия их Национальным собранием занял год (это относительно немного по меркам белорусской законодательной деятельности). Есть, конечно, шанс, что на следующей сессии, которая откроется 2 октября, депутаты вернутся к их рассмотрению, оценят возражения президента и примут какое-то решение. Они могут «согласиться с возражениями президента» или, что менее вероятно, двумя третями от всего депутатского корпуса «преодолеть возражения президента Республики Беларусь по закону и принять его повторно в ранее принятой редакции».

Если эти законопроекты будут рассматриваться на осенней сессии, цикл их жизни в состоянии разработки продлится до 1 года и 10 месяцев — если брать во внимание деятельность депутатов Палаты представителей действующего созыва.

В ноябре в Беларуси ожидаются парламентские выборы, а значит, данные законопроекты могут остаться в наследство депутатам следующего созыва. В таком случае работа над ними может растянуться надолго, поскольку Палата представителей может принять решение о направлении законопроектов на доработку.

 

Неожиданность от Канопацкой

12 июня Палата представителей зарегистрировала законопроект оппозиционного депутата Анны Канопацкой «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь».

Ее помощник Денис Тихоненко представил произошедшее как весьма исключительное событие: «Революционный, не побоюсь этого слова, проект изменений и дополнений в Избирательный кодекс Беларуси внесен в Палату представителей и готовится к принятию в первом чтении».

Проект изменений и дополнений в Избирательный кодекс разрабатывался в 2016-2017 годах с участием оппозиции и обсуждался относительно широко. Это было время, когда поправки разрабатывала межведомственная рабочая группа во главе с Центризбиркомом, и их разработка учитывала рекомендации ОБСЕ, белорусских наблюдателей и оппозиции. Процесс завершился в феврале 2017-го.

Разработанный документ Центризбирком направил президенту, как субъекту законодательной инициативы, но ответа так и не последовало.

Канопацкая работала и вместе с межведомственной комиссией, и отдельно — с коллегами по оппозиции. Именно этот отдельный законопроект по истечении двух лет и четырех месяцев команде Канопацкой удалось провести через процедуру согласования до регистрации в Палате представителей.

Тихоненко жалуется, что «рабочая группа старой оппозиции бросила работу на половине пути. А ведь всего-то нужно было поработать с возражениями и замечаниями госорганов!».

Сложно судить, насколько велика в произошедшем вина коллег по оппозиции (тяжело ожидать от неконсолидированных политических субъектов продолжительной совместной рутинной работы), или же проблема в столкновении амбиций (конфликт Канопацкой и руководства ОГП не является тайной). Но вполне возможно, что представители оппозиции посчитали: выполнение процедуры согласования — это собственно обязанность депутата как субъекта законодательной инициативы. Политические партии по белорусскому законодательству таким правом не обладают.

 

Перспективы законопроекта

Как следует из неофициального разговора автора этих строк с представителями Центризбиркома, там считают, что те предложения Канопацкой, которые могут быть приняты, уже учтены в проекте, разработанном в феврале 2017 года межведомственной комиссией. Ну, а те, что не могут — и не будут.

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что наработки данной комиссии не являются публичными, в то время как проект Канопацкой может прочитать каждый желающий. Кроме того, последний официально внесен в Палату представителей, а проект комиссии — нет.

Тем не менее, резон в словах опытных чиновников есть — депутаты Палаты представителей в своей массе не отличаются протестным голосованием, а значит, скорее всего, прислушаются к мнению исполнительной власти и по проекту Канопацкой (если их мнение кто-то спросит).

Разработанный Канопацкой законопроект не является приоритетным — профильная комиссия Палаты представителей еще не закончила его подготовку к первому чтению и не факт, что успеет это сделать до роспуска действующего созыва депутатов перед новоизбранными.

Более того, никто не может гарантировать, что Канопацкая получит мандат депутата в следующем созыве, а значит, вполне реальна ситуация, когда вести борьбу за этот документ будет просто некому.

Но даже если случится чудо, и проект Канопацкой все-таки будет рассмотрен в первом чтении в октябре, то, как говорят в том же Центризбиркоме, нет никаких шансов, что его успеют принять до ноябрьских парламентских выборов. А если произойдет и такое чудо, то уж точно закон не должен менять правила игры в ходе завершающейся к тому моменту избирательной кампании.

Таким образом, теоретически он может что-то подправить только к президентским выборам, которые должны пройти не позднее 30 августа 2020 года. Этот вариант называют маловероятным.

Впрочем, положа руку на сердце, можно сказать, что почти все содержание законопроекта Канопацкой Центризбирком вправе принять своим подзаконным актом (инструкцией).

Что предлагает Канопацкая

Основные изменения Избирательного кодекса направлены на расширение прав наблюдателей.

В частности, предлагается разрешить наблюдателям знакомиться с избирательными списками, фиксировать ход проведения выборов, включая процесс подсчета голосов, любыми техническими средствами, в том числе производить аудиозапись, фото- и видеосъемку.

Во время подсчета голосов предлагается демонстрировать каждый бюллетень с такого расстояния, чтобы наблюдателям были видны отметки на нем.

Также в документе есть поправки, касающиеся досрочного голосования. Такое голосование предлагается проводить только на одном участке в избирательном округе с 12:00 до 20:00 часов без перерыва, а неиспользованные бюллетени ежедневно опечатывать по окончании голосования.

Голосование на дому может проводиться только при указании избирателем причины невозможности проголосовать на избирательном участке.

Как видим, многие предлагаемые Канопацкой новации не запрещены и действующим законодательством — все дело упирается в добрую волю исполнительной власти, как основного организатора выборов в Беларуси.