Власти нашли причину «дела врачей». Что с ней делать?

Спустя год после коррупционного скандала в системе здравоохранения Минфин назвал возможную причину случившегося.

Летом прошлого года в Беларуси разразился коррупционный скандал в системе здравоохранения. Немало высокопоставленных сотрудников различных госорганизаций оказались в местах лишения свободы. Теперь власти думают, как не допустить прошлогодних событий.

Суд над бывшим заместителем министра здравоохранения Игорем Лосицким

 

Минфин: громкого дела можно было избежать

«Дело врачей» (также его называют «делом медиков») стало обобщающим названием многочисленных случаев коррупции в системе здравоохранения, которые выявили правоохранительные органы за последний год. В июле этого года в суд было направлено очередное уголовное дело по этому процессу: обвиняемых — более 20 человек.

Ранее власти заявляли, что из-за коррупции в системе здравоохранения завели 95 уголовных дел и почти 100 человек оказались под следствием. Александр Лукашенко в этой связи отмечал, что важно найти причину, которая привела к массовой коррупции в системе Минздрава.

Согласно версии Комитета госбезопасности, которая ранее озвучивалась, к многочисленным фактам взяточничества привела забюрократизированная система госзакупок лекарств и оборудования, которая создавала условия для коррупционных преступлений.

Однако, как оказалось, мнение по поводу причин возникновения «дела врачей» есть и у Министерства финансов.

Начальник главного контрольно-ревизионного управления Минфина Александр Гончар полагает, что «дело врачей» удалось бы предотвратить, если бы в стране сохранилась действенная система ведомственного контроля.

В своей статье, опубликованной в последнем номере ведомственного журнала «Финансы, учет, аудит», представитель Минфина обратил внимание на то обстоятельство, что с 2010 года количество сотрудников, которые были уполномочены контролировать работу госорганизаций, постоянно сокращалось вследствие неоднократных кадровых оптимизаций.

«По факту в структуре многих госорганов к моменту последней оптимизации, проведенной к 1 сентября 2017 года, служб ведомственного контроля уже не существовало либо соответствующие обязанности были возложены на 1-2 работников, что не позволяло государственным органам качественно заниматься такой деятельностью», — подчеркивает начальник главного управления Минфина.

С 2018 года, считает он, когда в стране было принято решение отменить плановые проверки в корпоративном секторе, госорганы вовсе лишились реальных возможностей контролировать деятельность госорганизаций.

Сложившаяся ситуация, полагает Александр Гончар, привела к тому, что «своевременно осуществлять предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства, обеспечивать сохранность, целевое и эффективное использование» госимущества оказалось весьма сложно.

«По нашему мнению, если бы не отмена ведомственного контроля, то наша страна могла избежать громкого дела врачей», — убежден Александр Гончар.
 

Контроль усилить, виновных оштрафовать

Что теперь предлагают сделать власти, чтобы «дело врачей» не повторилось и в госсекторе стало больше порядка?

По данным Минфина, шестнадцать госорганов и госорганизаций поддерживают предложения о внедрении в стране системы внутреннего контроля и аудита в государственном секторе.

В Минфине отмечают, что если такая система будет создана, то сотрудники соответствующих служб смогут не только следить за законностью работы госсектора, но и анализировать его экономическую эффективность, а также находить потенциал для улучшения работы подведомственных госорганизаций.

Предполагается также, что если систему внутреннего контроля и аудита в госсекторе создать, то у госорганов появятся действенные возможности в том числе по профилактике коррупционных проявлений, своевременному упреждению и пресечению нарушений законодательства в подведомственных предприятиях.

Кстати, в Беларуси после нашумевшего «дела врачей» появляются и другие предложение по повышению эффективности борьбы с коррупцией.

В частности, Генеральная прокуратура предлагает наказывать коммерческие структуры внушительными штрафами, если суд установит, что в их интересах давалась взятка. Предполагается также, что юрлица, которые имеют административные взыскания за коррупцию, будут вноситься в реестр недобросовестных предприятий
 

Прозрачность и публичность

«Дело врачей», предполагают эксперты, позволит навести некоторый порядок в системе здравоохранения, а именно — существенно уменьшить количество случаев, когда медоборудование и лекарства из-за коррупционных схем закупаются по завышенным ценам.

«Это хорошо, что ведется в этом направлении борьба с коррупцией. Случаи в системе здравоохранения, о которых стало известно, показали, что отдельные лица, используя служебные полномочия, перекладывали в карман деньги, которые им не принадлежали», — отметил в комментарии для БелаПАН председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.

Он предполагает, что такая ситуация сложилась из-за непрозрачных отношений, которые сформировались между коммерческими структурами и учреждениями здравоохранения.

«Наверное, теперь, после этого громкого дела, количество правонарушений в этой сфере станет меньше, и ответственные лица будут бояться нарушать законодательство. В будущем нужно добиться того, чтобы закупки осуществлялись по правилам, которые бы исключали или минимизировали человеческий фактор», — полагает Игорь Пелипась.

Схожего мнения придерживаются и другие наблюдатели.

«В Беларуси пытаются строить ИТ-страну, и нужно добиваться того, чтобы это была не просто декларация. Применительно к тендерам следует стремиться к внедрению современных информационных систем, которые позволят осуществлять госзакупки автоматическим образом», — считает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.

Мировой опыт, говорят эксперты, позволяет найти и другие способы, которые также позволяют минимизировать коррупционные проявления. В частности, на Западе и в России уже существует практика, когда фармацевтические компании публикуют сведения о том, какие суммы и кому из медицинских работников они выплачивают, рассказал БелаПАН кандидат экономических наук Георгий Гриц.

К слову, российские СМИ недавно подсчитали, что крупные фармацевтические кампании ежегодно выплачивают десятки миллионов долларов медикам за разного рода «консультационные» услуги.

«На законодательном уровне в Европе оговорено, что фармацевтические компании обязаны раскрывать информацию о различных выплатах сотрудникам медучреждений. Этот опыт может быть применен и в Беларуси. Бизнес должен чувствовать публичную ответственность за такие действия», — считают Георгий Гриц.

Также, полагает он, над госсектором должен быть восстановлен контроль, который бы позволял минимизировать вероятность незаконного обогащения за счет народных (бюджетных) средств.

«Создать действенную систему контроля и аудита в отношении госсектора, как предлагает Минфин, наверное, стоит. Это соответствует международным подходам», — отмечает Георгий Гриц. Он напомнил, что на международном уровне давно утверждены стандарты аудита в госсекторе, которые используют многие страны.

А вот бороться с коррупцией в здравоохранении (и не только) с помощью включения юрлиц (в интересах которых давались взятки) в реестр недобросовестных организаций, не стоит, считают экономисты.

«Одно дело — наказать топ-менеджера компании за взятку и совсем другое — внести компанию, за которой стоят много рядовых работников, в реестр недобросовестных организаций. Кто с ней после этого захочет работать?!» — подчеркнул в комментарии для БелаПАН Олег Мазоль.