Злоключения белорусских дорожников в Украине: войны конкурентов?

Недавно белорусских дорожников заподозрили в завладении средствами из украинского бюджета, а до этого сожгли завод.

Белорусские дорожно-строительные компании холдинга «Белавтодор» столкнулись с неприятностями после победы в тендерах в Украине. За этот год они дважды имели дело с правоохранительными органами. Как в качестве потерпевших, так и подозреваемых.

Фото с сайта «Белавтодора»

 

Кража из бюджета и нападение на завод

В августе украинские следователи и оперативники из Житомирской области по решению суда получили доступ к счетам и документам совместного белорусско-украинского предприятия «Белавтодор-Украина». Как следует из решения Королевского районного суда города Житомира, полиция проводит досудебное расследование по признакам уголовного правонарушения по статье 191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением).

Помимо «Белавтодор-Украина» в расследовании фигурируют должностные лица ОАО «Дорожно-строительный трест № 4, г. Брест», ООО «Торговый дом «Атлантик» и Службы автомобильных дорог в Житомирской области.

Их подозревают в завладении бюджетными средствами при ремонте участка дороги М-21 в Житомирской области. Подряд на сумму в 71,46 млн гривен (около 2,8 млн долларов по текущему курсу Нацбанка Украины) в августе прошлого года выиграл брестский трест.

По версии следствия, должностные лица вышеперечисленных компаний по предварительному сговору умышленно завышали стоимости работ, товаров и услуг, а также начислили повышенный налог на добавленную стоимость, чем нанесли государству ущерб в особо крупном размере. Его сумма составила 18,9 млн гривен (750 тысяч долларов). Фигурантам расследования может грозить от семи до двенадцати лет лишения свободы.

В начале этого года еще один белорусский трест столкнулся с украинский полицией, но уже в качестве потерпевшей стороны по уголовному делу.

В феврале неизвестные подожгли и уничтожили имущество асфальтобетонного завода ОАО «Строительно-монтажный трест № 8» (Минск) в Николаевской области. Компания выполняла работы на участке дороги Н-11 в районе Нового Буга. Мотивом нападения украинская полиция называла бизнес-конкуренцию.

В связи с инцидентом белорусское посольство направило ноту в украинский МИД. Расследование дела находилось на контроле президента Украины Владимира Зеленского. В августе были задержаны подозреваемые по этому делу. В состав банды входили трое одесситов с криминальным опытом. Из-за происшествия тестовый запуск завода запланирован на середину сентября вместо начала августа.

 

Крупные подряды и палки в колеса

За последнее время белорусские дорожно-строительные компании развернули активную работу в Украине. Операционным штабом в этой стране выступает «Белавтодор-Украина». Совместное предприятие было создано в 2015 году.

Согласно выписке из украинского реестра, по 10% в совместном предприятии принадлежит ОАО «Дорожно-строительный трест № 6» (Гродно), ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель» и ОАО «Дорожно-строительный трест № № 4, г. Брест». Тресты входят в холдинг «Белавтодор». Белорусскому предприятию «Белзарубежторг» принадлежит 20% в совместном предприятии. 50% в уставном фонде через финансовую компанию «Финанс Капитал» владеет волынский бизнесмен Геннадий Частяков.

В «Белавтодор-Украина» и нападение на завод, и досудебное расследование считают происками конкурентов.

«Рынок строительства интересен многим предприятиям. Наши конкуренты борются за те места, где наиболее благоприятные условия для работы. Каждый использует свои ресурсы и возможности. Есть определенные моменты, которые малоприятны. Просто чем больше мы занимаем места на этом рынке, тем больше мы уязвимы как фигура. В слона легче камнем попасть, чем в моську. Палки в колеса нам ставят локальные конкуренты», — рассказал Naviny.by заместитель директора Олег Баранец.

По его словам, за два последних года дорожно-строительные компании из Бреста, Гомеля и Минска выиграли в Украине тендеры на ремонт дорог на сумму в 2,2 млрд гривен (около 87 млн долларов).

Самый крупный подряд на ремонт трассы Киев — Одесса на сумму в 695 млн гривен (около 27 млн долларов) минский СМТ-8 выиграл в августе прошлого года. Сейчас гомельский ДСТ-2 вошел в число претендентов на получение одного из самых крупных подрядов в Украине в этом году. На строительство участка объездной дороги вокруг Ровно планируется потратить 822,5 млн гривен (около 33 млн долларов).

Ранее украинские депутаты призывали своего премьер-министра прекратить выделять бюджетные деньги компаниям холдинга «Белавтодор» из-за недружественных шагов властей Беларуси по отношению к Украине и зависимости Беларуси от России.