Знания или баллы? Что будет, если президент отменит ЦТ

«Это безобразие — ежегодно что-то менять в системе образования без общественного обсуждения».

Власти опять заговорили про изменение системы поступления в вузы. Под пересмотр может попасть централизованное тестирование. При этом уровень знаний выпускников школ и университетов Беларуси снижается.

 

Он в курсе того, что в стране не все в порядке с поступлением в вузы

По словам Александра Лукашенко, которые цитирует его пресс-служба, он в курсе того, что в стране не все в порядке с поступлением в вузы.

«До сих пор критика на централизованное тестирование. Критикуют новую какую-то методику — вы изобрели по подсчету этих баллов. Хотя главное — не баллы, а знания. Все должны понимать, и родители в том числе, если у ребенка есть знания, то по каким баллам и шкалам ни считай, они все равно поступят в вуз. Если знаний нет, никакие баллы не помогут», — сказал президент 26 августа, принимая с докладом министра образования Игоря Карпенко.

«Скажу откровенно, что я в последнее время, послушав многих родителей (да и у меня хватает учеников в моей большой семье, я этим интересуюсь), уже начинаю задумываться, получая большой объем информации, что нам, возможно, придется где-то совершенствовать, мягко говоря, систему поступления в вузы. Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором, с преподавателем вузов», — заявил Лукашенко.

По его словам, знаний и опыта применения ЦТ уже хватает, видны имеющиеся недостатки: «Не надо их замалчивать. Надо принимать решение».

Обсуждать недостатки ЦТ будут на совещании, которое анонсировал глава государства, в ноябре-декабре.

 

Что не так с ЦТ

Очевидно, что в стране создана система, когда школа учит одному, а при поступлении в вузы требуют другое. А на престижные специальности поступить непросто, не занимаясь дополнительно с репетитором.

При этом для белорусского образования очень важно, чтобы на бумаге подготовка в школе выглядела удовлетворительно. Так, в этом году баллы на централизованном тестировании считали по-новому. В итоге значительно увеличились проходные баллы на некоторые специальности, особенно те, при поступлении на которые в прошлые годы было достаточно набрать минимум.

Например, в Белорусском государственном педагогическом университете чуть ли не вдвое — со 133 до 248 баллов — увеличились проходные баллы на специальность «Математика и информатика», со 146 до 240 баллов они выросли на специальность «Физика и информатика».

Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт настаивает, что увеличение баллов связано только с системой подсчета, но никак не с улучшением уровня подготовки в школе. Он считает, что при новой системе подсчета баллов у ЦТ появилось больше недостатков, чем было при старой, из который главный — «приписки в особо крупном размере».

При этом Ливянт против того, чтобы ломать работающую систему ЦТ, которая остается «независимым, честным и некоррумпированным экзаменом».

Руководитель проекта «Народный учебник» Сергей Ольшевский согласен с тем, что ЦТ реально позволяет избежать коррупции при поступлении в вузы. Но для создания идеальной системы приема экзаменов надо добавлять какие-то особые задания при поступлении на некоторые специальности. Например, аудирование на экзамене по иностранным языкам.

 

Если не ЦТ, то что?

По сути, вариантов вступительных экзаменов не так много. Есть российский единый государственный экзамен (ЕГЭ), который предполагает сдачу обязательных предметов и предметов по выбору. Похожая система работает в Польше. Общее в этих системах то, что выпускные экзамены в школе и вступительные в университет, по сути, объединены. Заговорили и о введении подобной системы в Беларуси.

Некоторые вузы Европы принимают абитуриентов без экзаменов на основании их аттестата. Многие проводят внутренние экзамены. Например, к участию в конкурсе на бакалаврские программы ЕГУ очной формы обучения допускаются абитуриенты, сдавшие обязательные вступительные экзамены по английскому языку и написавшие эссе.

Возврат к устным или письменным экзаменам при поступлении в вузы для всех абитуриентов в Беларуси кажется странным.

«Я участвовал в работе приемных комиссий в 1995 и 1996 годах в двух вузах, — говорит Ливянт. — Всегда — и на устных, и письменных экзаменах — на столе у приемной комиссии лежал список тех, кто должен поступить. Такие списки были во всех белорусских вузах. Я не хочу возвращения в те времена, а это произойдет, если мы отменим ЦТ».

В случае отмены ЦТ он выступает за единый независимый экзамен по окончании средней школы, который стал бы и вступительным в вузы: «Выпускной экзамен по окончании школы должен быть единым во всей стране, независимым и демонстрировать реальные знания абитуриентов и оценивать работу педагогов. В него могут быть включены обязательные предметы и предметы по выбору. Как иначе оценить работу системы образования?».

Школьные экзамены при таком раскладе перестали бы быть великой мистификацией: «И это не значит, что открылся бы ящик Пандоры и все бы вдруг поняли, что в школе порой ставят оценки не за знания. Люди, имеющие отношение к образованию, это и так знают».

 

Общество соглашается на снижение уровня подготовки в школе и в университете

В любом случае, отмечает репетитор, «это безобразие — ежегодно что-то менять в системе образования без общественного обсуждения». Это напоминает «кавалерийскую атаку начала прошлого века, которая велась по принципу “бей и беги», говорит Ливянт.

И главное, добавляет Сергей Ольшевский, не решается системная проблема — снижение уровня подготовки в школе, что влечет низкий уровень знаний абитуриентов, студентов и выпускников вузов.

«В этом году дело дошло до того, что методом тыка можно было набрать количество баллов, необходимое для того, чтобы поступить на бюджет», — говорит Ольшевский.

И обращает внимание на низкую планку минимальных проходных баллов для участия в конкурсе для поступления в силовые вузы. Достаточно сдать экзамен на 7 баллов из 100, чтобы участвовать в конкурсе для поступления в Военную академию. В результате на специальность «Управление танковыми подразделениями» в Военную академию в 2018 году можно было поступить, набрав 101 балл (за этот год данные пока не опубликованы).

Низкие проходные баллы и в учреждениях образования МВД. Например, в этом году в Могилевский институт МВД на специальность «Правовое обеспечение общественной безопасности» проходной балл среди юношей составил 175 (из 400), на «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» — 190. Проходной балл вырос на обеих специальностях более чем на 20 в сравнении с 2018 годом.

В Академии МВД самый высокий конкурс был на специализацию «Административно-правовая деятельность», где проходной балл составил 219.

Ольшевский говорит, что общество, по сути, соглашается на снижение уровня подготовки в школе и в университете, не оценивая масштаб проблемы:

«Старая система сдачи ЦТ хотя бы демонстрировала проблему, а новая ее скрывает. Высшее образование стало массовым, все обучение превратилось в формальность. Университеты теперь — место взросления, но образование люди получают, только когда устраиваются на работу. Выходит, университеты оказались лишним звеном, они существуют, чтобы у тех, кто заседает на кафедрах, была работа? Результат всего этого — такая экономика, которую мы имеем. И знаете, если народ не продемонстрирует заинтересованность в том, чтобы было иначе, чтобы школа и университет давали адекватный уровень подготовки, ничего не изменится».