Игорь Масловский. ПОЛЕМИКА. Реформа образования — новый виток коррупции

Игорь МАСЛОВСКИЙ

Игорь МАСЛОВСКИЙ

Председатель Брестской областной организации БСДП, руководитель организации «За свой город».

Грядет очередная реформа системы образования. Оно и понятно: папа беспокоится о своем сыне и внуках. «Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором, с преподавателем вузов или других учебных заведений», — высказался Лукашенко.

Да, по такой системе велось поступление в вузы в советское время. Скажем честно, многие поступали по блату. Еще ни один ребенок партийно-хозяйственного актива не оказался за бортом вуза. И Лукашенко это прекрасно знает, ведь он с такими учился.

После окончания школы в институт я не поступил. Не хватило баллов, хотя знания были. Работал, затем пошел в армию. А вот после армии поступил, баллы добавила армия. Окончил университет, защитив красный диплом. Учился и прекрасно понимал, кто и как поступил. 50% студентов — это были дети директоров колхозов и руководителей госструктур. 50% в личных разговорах признавалась, что искали лёгкие пути и нашли их при поступлении в вуз. Это не означало, что все эти 50% были плохишами в учебе. Многие использовали блат-шанс, как страховку при поступлении.

Возвращение к старой системе — это новые возможности для коррупции. Через год-два выяснят, что преподаватели берут взятки, что создана целая сеть посредников для выхода на преподавателей и достижения результата, поступления.

Создадут какое-нибудь новое антикоррупционное бюро для вузов. Начнут масштабную антикоррупционную кампанию, аналогичную недавнему делу врачей. Повесят в каждый кабинет памятку, как теперь это сделали в учреждениях здравоохранения, что коррупция — это плохо. Поймают одного-двух неудачников коррупционеров-преподавателей и, возможно, посредника. Проведут показательный процесс… А через годы опять проведут реформу и вернутся к тестированию.

Зачем? Зачем всё это? А может, вот зачем:

Вспомнилась реформа системы образования генерального секретаря КПСС Константина Черненко. Планировалась, что в течение 5-10 лет всеобщее среднее образование молодежи будет дополнено всеобщим профессиональным. Все школьники еще до начала своей трудовой деятельности должны овладеть профессией!

Я смутно, но помню, как эта тема «внедрялась» в школе: приходили и приезжали разные дядьки и рассказывали о важности профессии тракториста, полевода и даже слесаря. В старших классах в УПК я даже умудрился получить права тракториста-машиниста III класса. Но у меня было ощущение, что нововведения не сработают для приближения «светлого будущего».

И действительно, не сработало, реформа провалилась. Более того, реформа образования стала последним действием старой системы, которая уже не могла функционировать по старым принципам. В 1985 году СССР возглавил реформатор, и всё стало иначе. Аналогии преждевременны, но всё бывает…

P.S. А еще Черненко хотел завершить начатый до него фантастический гидротехнический проект поворота северных рек…

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».