Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Формы правления для новой Беларуси

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Какой будет форма власти после Лукашенко? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку неизвестно, когда это произойдет и кто окажется у власти. Тем не менее, у нас есть правовая основа для такой власти.

 

Фундамент остался

Подсказываю: это — Конституция 1994 года в ее первоначальной редакции. Другого фундамента просто не может быть. Поправки, принятые по итогам референдумов 1995, 1996 и 2004 гг., нельзя признать юридически значимыми в силу множества нарушений законодательства, принуждения в отношении избирателей и сомнительности их итогов.

Поэтому до настоящего времени у нас была и остается единственная законная Конституция. Это — Конституция от 15 марта 1994 года. Ее надо только признать, стряхнуть с нее пыль многолетнего забвения и возвести на пьедестал правового Олимпа. При этом не столь важно, кто и когда «оживит» заснувшую Конституцию.

Каждый гражданин страны может стать ее избранником и героем. Например, я как судья Конституционного суда, приносивший в апреле 1994 года присягу на верность этой Конституции, и сегодня публично заявляю: верю, признаю, подчиняюсь!

Другие граждане тоже могут прозреть и поверить. Действительно, Конституция 1994 года стоит как памятник. На нее можно молиться, но она может ожить и действовать. Например, в соответствии с ней можно провести выборы в легитимный парламент — Верховный Совет Республики Беларусь. Можно оживить и фигуру президента, который должен избираться не более двух раз, а потом — уступить место другим.

Конечно, лучше если юридическую силу Конституции 1994 года признает какой-то представительный форум. В отсутствие в стране легитимных органов власти функции представительного органа может выполнять любое собрание граждан — носителей власти.

Признание действия «уснувшей» Конституции автоматически повлечет за собой реализацию всех ее положений, в том числе преамбулы со словами: «Мы, народ Республики Беларусь...».

Да, мы можем и должны утвердить права и свободы каждого гражданина. Да, мы можем и должны обеспечить устои народовластия и правового государства. Потому что мы — высшая ценность общества и государства. Вся власть у нас — граждан, и никто не может ее отнять, ибо такие действия — преступление против народа и государства.

Восстановление Конституции 1994 года предполагает и воссоздание установленных в ней государственных органов, а также принятых ими правовых актов. Правда, их надо усовершенствовать, как и первоначальную редакцию Конституции.

Что касается выбора формы правления для новой Беларуси, то здесь просматривается три варианта развития: 1) «Беларусь без президента» (чисто парламентская республика; 2) «Беларусь со слабым президентом» (парламентская республика с президентом); 3) «Беларусь с сильным президентом» (смешанная парламентско-президентская республика).

 

Вариации на тему

Несмотря на предлагаемые варианты, их объединяет общая основа — Конституция 1994 года. Поэтому они все вполне допустимые. Вопрос лишь в том, какой вариант является более предпочтительным для нашей ситуации и насколько эффективно позволит излечиться от недуга прошлого — авторитарной власти.

В данной статье я расположил эти варианты по демократической нарастающей: 1) сначала вовсе отказаться от президентской власти; 2) позднее — учредить должность президента в «мягкой» форме; 3) и, наконец, когда общество перестанет бояться дядьку президента (а может быть, и тетку), тогда ему можно добавить полномочий.

Однако «отсчет» можно начать и с конца, то есть, с «сильного» президента. Правда, здесь есть проблема с поиском среди белорусов киборга, который может победить на выборах нынешнего главу государства или возглавит белорусское государство в случае смены власти.

Следует также учитывать, что «сильному президенту» достанется в наследство всё, чем располагал Лукашенко, включая финансы, имущество, людские ресурсы. Такой президент быстро обрастет «командой», которая, весьма вероятно, не захочет расставаться с «царской жизнью» и может затянуть срок пребывания у власти.

На мой взгляд, лучше все-таки начать с первого варианта: пожить без президента, а потом посмотреть по ситуации. Впрочем, давайте рассмотрим «плюсы» и «минусы» всех вариантов. В качестве «домашнего задания» предлагаю сначала изучить эти варианты (смотри ниже).

 

 

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».