Сколько власти потратят на плюшки для электората

На рост зарплат бюджетникам и повышение пенсий в предвыборный период может уйти около миллиарда долларов.

С 1 сентября повышены зарплаты бюджетникам. И это только начало. На будущий год власти зарезервировали немалые деньги на предвыборные плюшки для электората.

 

Цена вопроса — миллиард долларов

Уже более двух лет республиканский бюджет Беларуси исполняется с большим профицитом. В 2017-м доходы превысили расходы на 3% ВВП, в 2018-м — на 4% ВВП. Большой профицит (почти 3 млрд рублей) сформировался в республиканском бюджете и по итогам января-июля текущего года.

За счет профицита формируются остатки в бюджете, и власти накануне выборов решили эти деньги направить на увеличение социальных выплат.

Уже с 1 сентября повышены зарплаты бюджетникам. В минувшее воскресенье вступило в силу постановление правительства, согласно которому тарифная ставка первого разряда, от которой зависит зарплата бюджетников, повышена на 12,6% — с 36,4 рубля до 41 рубля.

В целом на повышение оплаты труда бюджетников будет направлено дополнительно 300 млн рублей до конца текущего года, сообщила на прошлой неделе пресс-служба президента по итогам встречи главы государства с вице-премьерами.

Но в действительности это только начало. Рост зарплат бюджетников произойдет не только в этом году накануне парламентских выборов, но и в следующем — накануне президентской избирательной кампании.

Предполагается, что расходы консолидированного бюджета на оплату труда бюджетников в 2020 году составят 10,1 млрд рублей и вырастут по сравнению с 2019 годом на 1,4 млрд рублей, то есть увеличатся почти на 16%.

Кроме этого, предполагается, что в будущем году увеличатся почти на 280 млн рублей трансферты из республиканского бюджета в бюджет Фонда социальной защиты населения. Эти деньги, в частности, будут направлены на увеличение пенсий, чтобы они составляли не менее 40% от средней зарплаты.

Таким образом, если суммировать дополнительные расходы бюджета в этом (300 млн рублей) и в будущем году (1,4 млрд рублей) для повышения зарплат бюджетникам, а также дополнительные трансферты в бюджет ФСЗН, получается кругленькая сумма — почти 2 млрд рублей, то есть около миллиарда долларов.

 

Тучные времена продлятся недолго

Весьма показательно, что власти накануне выборов ставят не огульную задачу по росту доходов всех граждан, а принимают решения, направленные на улучшение материального положения отдельных категорий граждан — бюджетников и пенсионеров.

Хотя в былые времена неоднократно ставились задачи по росту средней зарплаты в стране.

По мнению аналитиков, власти не стали устанавливать новую цель по росту средней зарплаты, поскольку этот шаг мог породить негативные явления в экономике.

«Огульный необоснованный рост зарплат может привести к повышению давления на валютный курс, к ускорению инфляции», — полагает финансовый аналитик Александр Муха.

Эксперт обратил внимание, что в июле 2019 года средняя зарплата в Беларуси составила 554,5 доллара и является максимальной с декабря 2014 года.

«В будущем нужно очень аккуратно подходить к динамике зарплат, чтобы ее изменение не порождало негативные явления на финансовом и потребительском рынке», — подчеркивает Александр Муха. 

По мнению экспертов, рост выплат наименее обеспеченным категориям граждан (бюджетникам и пенсионерам) не должен породить негативные процессы в экономике.

«Малообеспеченные граждане стремятся удовлетворять свои базовые потребности, а не скупают иностранную валюту и не являются основными потребителями импортных товаров. Поэтому рост зарплат этим категориям граждан не должен привести к существенному давлению на валютный курс», — полагает старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.

А вот политические дивиденды принести может.

«Рост доходов наименее обеспеченных категорий населения (пенсионеров, бюджетников) позволит снизить материальное расслоение в обществе. Такой подход соответствует целям властей в целом и может принести политические дивиденды накануне избирательной кампании в частности», — считает Александр Муха.

Наблюдатели при этом вспоминают, что предыдущие избирательные кампании (в 2015-2016 годах) не запомнились существенным ростом доходов населения.

«Предыдущие выборы обошлись без популизма, но тогда и возможности не было. Значительного профицита в бюджете, чтобы раздать деньги электорату, тогда не было, поэтому, ссылаясь на рецессию в экономике, государство вело себя скромно. В этот раз деньги на повышение зарплат бюджетникам появились», — полагает Вадим Иосуб.

В то же время он ожидает, что, поскольку рост зарплат приурочен к политическому циклу, скорее всего, после выборов «аттракцион невиданной щедрости» в бюджетной сфере прекратится.

Эксперты полагают, что состояние бюджета после выборов будет во многом зависеть от исхода белорусско-российских переговоров по нефтегазовым вопросам.

«Однако, по всей видимости, полной компенсации за налоговый маневр Беларусь не получит, и в этой ситуации не будет профицита в бюджете. Власти будут стремиться верстать его таким образом, чтобы он был бездефицитным. Соответственно, в таких условиях стоит ожидать стабилизации зарплат в бюджетной сфере после выборов, а не их дальнейшего роста», — резюмировал Вадим Иосуб.