«Заменили гнилые бананы». Беларуси частично компенсировали аварию на «Дружбе»

Беларусь получила компенсацию за 1,2 млн тонн грязной нефти. Ее заменили чистым сырьем.

Беларуси компенсировали существенные потери в результате инцидента на нефтепроводе «Дружба». Их оценили более чем в 400 млн долларов. Но возмещение ущерба было не денежным.

Фото transoil.by

С завершением очистки нефтепровода от загрязненной хлорорганикой нефти существенные потери Беларуси компенсированы, рассказал в интервью БелТА председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. Речь идет о стоимости 1,2 млн тонн грязной нефти, которая попала на территорию Беларуси.

Как выяснили Naviny.by, компенсация была не денежной, она заключалась в замене грязной нефти на чистое сырье. Убытки оценили на сумму более 400 млн долларов.

«Трубопроводы и резервуарные парки не могут эксплуатироваться без технологической нефти. Она принадлежит нашим предприятиям — полоцкой и гомельской «Дружбам». Это наша собственность. И вот нашу собственность испортили [потеря технологической нефти в объеме 1,2 млн тонн]. Это более 400 млн долларов убытков, поскольку вся испорченная нефть имеет ничтожную стоимость. Она нами считалась по нулевой цене. А сейчас нам ее заменили нормальной, качественной собственностью. Но это не денежная компенсация, это просто замена товара. Грубо говоря, вам продали испорченные бананы, а потом поменяли», — рассказал Naviny.by информированный собеседник в белорусской нефтяной отрасли.

Также для частичной компенсации потерь с 1 сентября внепланово повышены тарифы на транспортировку нефти по территории Беларуси на 3,7%. Ранее «Гомельтранснефть Дружба» предлагала повысить тарифы на 21,7%, чтобы возместить убытки на сумму в 23,7 млн долларов.

Из-за аварии на нефтепроводе белорусский оператор сократил объемы транспортировки нефти, что привело к снижению прогнозного объема выручки на этот год. Это в свою очередь может привести к невыполнению инвестиционной программы.

Стороны договорились не допустить подобного развития событий. Но поскольку объемы транспортировки нефти в четвертом квартале тяжело определить, то тарифы будут повышаться поэтапно. К этому вопросу вернутся после анализа ситуации по итогам работы за 2019 год.

Открытым остается и вопрос по возмещению потерь от переработки загрязненной нефти Мозырскому НПЗ, где вышло из строя оборудование, оцениваемое в 20 млн долларов, рассказывал в июне вице-премьер правительства Беларуси Игорь Ляшенко. Полную опись поврежденного оборудования планируется составить в ходе капитального ремонта. Российскую сторону об этом уведомляли.

В компании «Транснефть» сообщили, что пока не выплачивали никаких компенсаций. Сам этот термин, по их мнению, трактуется сейчас довольно широко.

«Они [белорусская сторона] считают компенсацией то, что мы у них выкачали нефть. Да, мы всю загрязненную нефть выкачали, но это не является той процедурой компенсации, о которой у нас шла речь на совещаниях с нашими партнерами. Они должны посчитать прямой ущерб и показать нам документальное подтверждение. Так как мы пока не получили никаких документов, то мы никому никаких компенсаций не даем», — сказал Naviny.by официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

В российском правительстве держат руку на пульсе, но еще раз подтверждают принципиальную договоренность о возмещении потерь.

«Мы следим за этой ситуацией. Принципиальная договоренность о компенсации по всем доказанным случаям ущерба есть. Я думаю, когда обе стороны финально договорятся, будут произведены расчеты, то участники должны будут оповестить», — сообщил Naviny.by Илья Джус, пресс-секретарь российского вице-премьера Дмитрия Козака.

Об инциденте на «Дружбе» стало известно в конце апреля. В нефтепровод попали органические хлориды. Из-за этого Беларусь приостановила транзит нефти в Европу, а также экспорт нефти и нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающие заводы работали в половину мощности. Александр Лукашенко заявлял, что Беларусь больше всех пострадала от инцидента на «Дружбе», и оценивал потери в сотни миллионов долларов.