«Зубр Капитал»: в белорусском ритейле происходят серьезные изменения

Восьмой сделкой инвестиционного фонда стала доля в группе компаний «Мила», владеющей одноименной сетью магазинов.

В конце августа компания «Зубр Капитал» через свой фонд Zubr Capital Fund I (ZCFI) приобрела миноритарную долю в группе компаний «Мила» поставщика товаров для красоты и ухода с собственной сетью одноименных магазинов.

Это уже восьмая сделка в портфеле Zubr Capital Fund I. Старший инвестиционный директор «Зубр Капитал» Константин Заполянский в интервью Naviny.by рассказал о сделке и поделился своим взглядом на инвестиционный рынок Беларуси.

 

Цель — сделать «Милу» beauty-ритейлером № 1 в Беларуси

— Европейский банк реконструкции и развития совместно с компанией «Зубр Капитал» приобрели 20% акций группы компаний «Мила». Полученные средства позволят расширить сеть на 150 новых торговых точек к 2022 году, а также получить ресурсы на развитие собственной логистики, склада и цифровой трансформации бизнеса.

Инвестиция поспособствует внедрению современных стандартов в сфере розничной торговли и простимулирует конкуренцию.

Каковы сегодня основные мировые тенденции в сегменте ритейла? Можно ли будет реализовать их в Беларуси?

— Главный мировой тренд для ритейла — омниканальность. Это использование разнообразных каналов доставки товара потребителю: офлайн, онлайн, точек самовывоза.

Второй тренд — развитие сетей «магазинов у дома» или, как их называют, proximity stores. В Беларуси это направление пока развивается в формате небольших продуктовых магазинов. Однако вместе с этим во всем мире становится популярным и non-food направление — магазины, где нет продуктов, но можно приобрести широкий выбор повседневно необходимых товаров: средства по уходу за собой и домом, косметику.

Еще один международный тренд — работа с данными пользователей для персонификации предложения и создание программ лояльности.

Мы видим, что каждое из этих трех направлений может быть реализовано в отношении компании «Мила».

А в целом, я считаю, в белорусском ритейле уже сегодня происходят серьезные изменения — внедряются всё более современные методы и форматы работы, другой подход к логистике и так далее.

Чем компания «Мила» будет отличаться от конкурентов после сделки с «Зубр Капитал»?

— Конкуренция на рынке beauty-ритейла усиливается, и каждому из игроков придется искать собственное направление развития. Это нормальная часть развития рынка. Как раз сейчас компания «Мила» разрабатывает стратегию, которая позволит ей оставаться лидером в своем направлении. Мы не можем вдаваться в детали, в том числе по коммерческим соображениям, но, если обозначить общий посыл, то цель — стать beauty-ритейлером № 1 в Беларуси.

До «Милы» основные сделки ZCFI были связаны с IT-сферой. Почему «Зубр Капитал» решил инвестировать в ритейл? И нет ли опасений, что инвестиции в реальный сектор будут рискованными?

— Мы хотим сбалансировать портфель фонда, и такие зрелые игроки, как «Мила», в этом серьезно помогают. У нас есть быстро растущие инвестиции, но в них присутствует венчурный компонент. В «Миле» есть команда очень зрелых менеджеров, способная реализовать все те амбициозные идеи, которые закладываются в стратегию. Это хороший структурированный бизнес с перспективными точками роста.

Соинвестором в сделке выступил Европейский банк реконструкции и развития. Были ли у банка какие-то особенные требования к сделке?

— Да, участие ЕБРР накладывает на проработку сделки дополнительную ответственность еще на этапе планирования. У ЕБРР есть особенные требования по управлению компанией, структуры совета директоров. И мы долгое время обсуждали, как будет организовано управление, как будут приниматься решения.

 

Сегодня каждый школьник мечтает запустить свой стартап

Какие сейчас существуют тенденции на белорусском рынке инвестиций?

— Инвестиционная активность в регионе невозможна без роста количества стартапов и частных быстрорастущих компаний. Чтобы возник взрывной рост, крайне важны истории успеха. Они вдохновляют предпринимателей на запуск новых бизнесов в перспективных сферах и помогают фаундерам компаний поверить в собственные силы.

Для себя мы выделяем три поколения «историй успеха». Первая волна — это так называемые «пионеры из Беларуси» на мировом рынке. К ним мы относим таких гигантов, как известные во всем мире EPAM, Wargaming, Viber. Вторая волна — успешные стартапы, основатели которых, будучи совсем молодыми, легально заработали большое состояние. И, как правило, это очень высокотехнологичные проекты, такие как Panda Doc, APALON, MapsMe. И третье поколение — это компании, которые осуществили «выходы» на внешний рынок относительно недавно и являются самыми актуальными примерами — стартапы MSQRD и AIMATTER.

Все это привело к тому, что каждый белорусский школьник мечтает стать айтишником и запустить свой стартап.

Как развита белорусская инвестиционная инфраструктура?

— Инвестиционный рынок можно условно разделить на несколько частей. Наиболее развитые сейчас — рынок венчурного капитала (VC), который ориентирован на работу со стартапами, и private equity-рынок (PE), который направлен на инвестиции в более зрелые компании с перспективами быстрого роста.

VC-рынок в последнее время ожил, появились фонды, инвестиционные компании, сообщество бизнес-ангелов. И хотя суммы инвестиций небольшие, все игроки рынка венчурного капитала воодушевлены успешными «выходами» компаний из Беларуси — MSQRD или AIMATTER.

На рынке private equity все несколько сложнее, на самом рынке не так много игроков и все в первую очередь смотрят на IT-сектор.

Вы сами чувствуете конкуренцию?

— Пока мы, как «Зубр Капитал», не чувствуем конкуренции от других фондов, так как приходя на белорусский рынок, другие фонды из соседних стран смотрят на нас как на локального партнера и соинвестора. Приход иностранных игроков на белорусский рынок — это скорее возможность для нас, чем риск.

Что может помочь в развитии отечественного рынка инвестиций?

— По мнению нашей компании, в деловой среде должно в первую очередь сформироваться правильное восприятие инвестиций в капитал как здоровой альтернативы банковским займам.

Предприниматели должны увидеть, что инвестиционные фонды помимо финансовых ресурсов зачастую привносят в компании новое видение стратегии развития, новые компетенции и навыки ведения бизнеса. При этом в непростых бизнес-ситуациях они выступают полноценным партнером, помогая решать самые сложные проблемы.

Катализатором для роста инвестиционного рынка должен стать рост числа успешных «входов» и «выходов» с участием инвестиционных фондов, а обеспечить большое количество подобных кейсов может только время.

Второй безусловный фактор развития рынка — наличие новых быстрорастущих проектов. Здесь мы в первую очередь рассчитываем на дальнейшее развитие стартапов и венчурной экосистемы. «Зубр Капитал» всячески поддерживает развитие такой экосистемы через партнерство с ведущими игроками в этой среде — Парком высоких технологий, бизнес-клубом IMAGURU, ведущими венчурными фондами.