Сколько детей должно быть в классе? Двадцать или шестьдесят?

В Беларуси появилась проблема переполненности классов в школах.

Суд Московского района Минска отказал руководителю проекта «Народный учебник» Сергею Ольшевскому в удовлетворении жалобы, которую он подал на Министерство образования. Ольшевский пытается обратить внимание на то, что в Беларуси дети массово обучаются в переполненных классах.

 

Почему появилась жалоба?

10 июня Сергей Ольшевский обратился в Министерство образования с электронным обращением по поводу наполняемости классов в школах столицы.

В обращении автор указал, что по данным опроса, проведенного на сайте «Народный учебник», 60% детей учатся в переполненных классах. Ольшевский также привел данные официальной статистики, согласно которой в 2016-2017 учебном году около 20% детей учились в переполненных классах. Автор обращения попросил министерство предоставить информацию за 2018-2019 год.

Результаты опроса на сайте «Народный учебник»

Ольшевский также обратил внимание, что нормы наполняемости классов определены действующим Кодексом об образовании, таким образом, если в классе больше детей, чем положено, — это нарушение закона.

Согласно Кодексу об образовании, наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать 20 учащихся в I–IV классах и 25 в V–XI классах.

 

Ответ по существу или нет?

Ответ на обращение Сергея Ольшевского пришел за подписью первого заместителя министра Ирины Старовойтовой. Однако адресат считает, что это ответ не по существу, так как в нем приводятся лишь отсылки к нормативным документам.

«Я просил дать ответ на вопрос, какие меры приняло Минобразования для того, чтобы классы были не переполнены, но ведомство не дало мне такого ответа. Я позвонил на горячую линию Минобразования, которую проводила Ирина Старовойтова. Я спросил у нее, какие меры были приняты. Она сказала, что Минобразования уже ответило мне на этот вопрос», — рассказал Ольшевский.

В результате минчанин подал в суд жалобу, в которой просил признать ответ Минобразования подготовленным не по существу и ущемляющим его права и законные интересы. Он просил обязать Министерство образования подготовить исчерпывающий ответ по существу обращения.

Однако на заседании 5 сентября суд Московского района принял сторону Министерства образования, рассказал Naviny.by Сергей Ольшевский:

«Решение суда — отказать в удовлетворении жалобы. Суд счел, что Минобразования дало полный исчерпывающий ответ на вопрос, какие меры приняты. Конечно, хотелось бы другого решения суда, но это решение ожидаемое».

Ольшевский при этом отметил, что «Минобразования на суде признало, что проблема переполненности классов в школах существует».

По факту нарушения Министерством образования законодательства, а именно положений Кодекса об образовании, Сергей Ольшеский обращался и в Генеральную прокуратуру. Но, по его словам, «прокуратура не узрела нарушений».

«Сейчас во время судебного заседания получено подтверждение о нарушении норм заполняемости, ведь информация об этом прозвучала в зале суда. Прокуратуре придется принять меры», — считает Ольшевский.

Правда, здесь есть коллизия. Новая редакция Кодекса об образовании, проект которой ожидает одобрения парламентом, вообще не предусматривает ограничения на количество детей в классе.

По этому поводу министр образования Игорь Карпенко в 2018 году говорил: «Какой должна быть наполняемость классов? В Китае, например, в старших классах учится под 60 человек. Мне кто-то говорит: Давайте напишем 30 человек, и это будет оптимально. Отвечаю: Хорошо, а если я директор школы, работаю в районе, набрал два класса по 30 человек. И тут второго сентября ко мне пришло еще два человека. Что с ними делать? Открывать третий класс?».

Министр также посетовал на то, что все критикуют ведомство, но никто не предлагает, как равномерно распределить учеников по классам.

Как поясняли в Минобразования, максимальное число учащихся будет определяться в зависимости от конкретной школы, класса обучения и санитарных норм. Однако опыт показывает, что на практике правила соблюдаются далеко не всегда. Кроме того, санитарные правила в Беларуси легко меняются. Например, это случилось в 2017 году, когда по рекомендации президента переносили первый урок в школах на более позднее время и сокращали продолжительность перемен.

 

Чем больше детей, тем больше денег?

Зачем школы набирают слишком много учеников в класс, вносят напряжение в учительское и родительское сообщество?

Ответ простой — подушевое финансирование. Оно внедряется в школах с начала 2019 года и подразумевает начисление школе бюджетных денег за каждого ученика. Чем больше детей, тем больше денег, одним словом.

Еще в 2015 году Беларусь использовала грант Всемирного банка для пилотного проекта подушевого финансирования, который был признан успешным.

Однако это не значит, говорит Ольшевский, что детей должно быть в классе столько, что их будет невозможно нормально учить. «Слишком большое число детей в классе влечет за собой слишком много проблем, чтобы радоваться дополнительному финансированию», — говорит Ольшевский.

Эту проблему хорошо знают преподаватели иностранных языков. С 2018 года утверждены новые стандарты, где определено лишь минимальное количество учеников в группе — 9 человек, максимальное не определено. Поэтому во многих школах класс механически делят на две группы.

«В седьмом классе мне приходилось работать с 15 детьми в одной группе. Не хватало времени даже проверить у всех детей домашнее задание», — рассказывала ранее Naviny.by учительница английского языка одной из столичных школ

Кроме того, отмечает Сергей Ольшевский, дополнительная нагрузка учителям не оплачивается: «Обратите внимание на то, что учителю платят одинаково и за работу с классом, где 20 человек, и за работу с классом, где учится 36 детей. Это на 16 тетрадей больше для проверки, а времени, уделенного каждому ребенку, меньше».

«В моем понимании аргумент о том, что в советские времена в классах училось по 40 человек, несостоятелен. Мы должны смотреть не в прошлое, а в будущее», — подчеркнул руководитель проекта «Народный учебник».

Ольшевский считает, что большая наполняемость классов отрицательно сказывается на качестве образования: «Если посредством наполняемости классов по 36 человек мы сэкономим условный рубль, то в будущем потеряем миллионы в результате плохой подготовки детей в школе».