Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Можно ли прожить без президента?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Мы продолжаем рассуждать на тему о формах правления в новой Беларуси. Сегодня речь пойдет о форме власти без президента.

 

Где живут без президента?

Прошу читателей ответить на поставленный вопрос. Жду ответа (пауза).

Кто-то вспомнит далекого друга нынешней белорусской власти — Китайскую Народную Республику. Страна с веселыми бумажными драконами и более чем миллиардным населением обходится без президента. Там главный орган — постоянный комитет трехтысячного Всекитайского собрания народных представителей (парламента). Он избирает председателя, который считается лидером КНР. С 14 марта 2013 г. эту должность занимает Си Цзиньпин.

Однако приблизимся к Европе. Здесь более десяти стран живут без президента. Это — современные парламентарные монархии: Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Швеция, маленькие княжества и герцогства. Там короли (королевы) царствуют, но не правят.

В Швейцарии имеется условный президент и вице-президент. Они утверждаются Федеральным парламентом из состава членов Федерального совета (правительства) сроком на один год, без права переизбрания. Ротация происходит каждый год, что не позволяет кому-то засиживаться на этой должности.

А кто знает президента Германии (ФРГ)? Он есть, хотя и незаметен на фоне федерального канцлера — главы победившей на парламентских выборах партийной коалиции. Его избирают на специально созываемом для этой цели собрании, в состав которого входят депутаты бундестага и делегаты от земельных парламентов. Президент представляет страну на международном уровне, подписывает и обнародует федеральные законы, выдвигает кандидатуру канцлера на рассмотрение парламента, по представлению канцлера утверждает в должности министров, иных высокопоставленных лиц и офицеров армии. С 19 марта 2017 г. эту должность занимает Франк-Вальтер Штайнмайер, бывший министр иностранных дел Германии.

Еще менее заметные фигуры президентов в прибалтийских республиках. В Латвии и Эстонии президента избирает парламент, а в Литве — граждане путем всеобщих выборов. Соответственно у литовского президента больше полномочий. Он участвует в формировании правительства, определяет внешнюю политику, является главнокомандующим. С июля 2019 г. президентом Литвы стал беспартийный кандидат Гитанас Науседа.

Однако в большинстве европейских стран должности президентов имеются. Правда, их влияние на политику государства, кроме президента Франции, весьма ограниченное. Почему? Потому что в Европе давно установилась парламентская форма правления, при которой парламент формирует правительство, высшие суды, контрольные органы, принимает основные вопросы в сфере внутренней и внешней политики.

Из недавней белорусской истории известно, что до принятия Конституции 1994 года в Беларуси не было должности президента. Формальным главой государства считался председатель парламента — Верховного Совета Республики Беларусь. Он представлял страну на международной арене, подписывал международные договоры и законы, принимал послов, вручал государственные награды. В помощниках у него были заместители, а также президиум Верховного Совета.

А потом… некоторые чиновники-политики, глядя на соседей, захотели, как та старуха в сказке, должность президента со скипетром и дворцом. Далее мы знаем, что получилось: «старуха» осталась со своим «корытом», а в дворцах засели другие люди.

 

Как вернуться в «добрые времена»?

С правовой точки зрения должность президента упраздняется просто: из текста Конституции 1994 г. исключается глава 4 «Президент Республики Беларусь» и всякое упоминание об этой должности. Основные полномочия президента передаются председателю парламента. Для этого в статью 87 Конституции добавляется одно предложение: «Председатель Верховного Совета Республики Беларусь по должности является главой государства и осуществляет некоторые дополнительные полномочия».

И все это — на общественных началах, между парламентскими делами, при наличии того же секретариата парламента, при одной служебной машине и нескольких охранниках.

Самое интересное, что председателя парламента — главу государства можно легко заменить. Для этого достаточно утратить доверие большинства парламента. Срок нахождения в должности можно ограничить, например, половиной срока депутатских полномочий с правом однократного переизбрания.

Более того, не каждый депутат еще согласится занять такую «горячую» должность. Уважаемых людей придется уговаривать побыть главой государства, поскольку за ту же депутатскую зарплату придется отдавать себя этой хлопотливой работе.

 

Десять выгод упразднения должности президента

Я — сторонник этой формы правления для новой Беларуси. Прежде всего, потому что не стремлюсь быть президентом и никому не советую это делать. Я также вижу те многочисленные преимущества, которые дает стране упразднение должности президента. Попробую назвать первую десятку таких выгод.

Первое: колоссальная экономия государственных средств. Как выяснилось, должность президента является обременительной для страны. Многие финансовые потоки оказались под контролем президента, его структур и назначенных лиц. Управление делами президента превратилось в бизнес-империю, никому не подконтрольную. С каждым годом увеличивается число резиденций, лимузинов, самолетов, вертолетов и прочих элементов роскоши. После упразднения должности это «богатство» перейдет в собственность народа, которой будут распоряжаться новые органы власти.

Второе: освободится огромный людской потенциал. Все управления, комитеты, центры, службы, советы при президенте будут ликвидированы, а работающие в них люди (в основном, военнослужащие) будут вынуждены искать новую работу или уехать.

Третье: восстановится принцип разделения властей. Органы власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольные) обретут самостоятельность и начнут осуществлять свои функции в точном соответствии с законом.

Четвертое: на пьедестал правового олимпа вернется Конституция как действующий закон. Любые отступления от нее, в том числе в области прав человека, будут получать принципиальную оценку.

Пятое: судебная власть станет независимой, объективной и справедливой. Гарантией тому — выборы судей всех уровней. Все незаконно осужденные могут потребовать пересмотра своих дел независимо от срока давности.

Шестое: армия, милиция, спецслужбы и прочие военизированные службы будут распущены. Их сотрудникам предложат работать на благо страны, а равно открыть свой бизнес. Ребят-призывников можно освободить от рабской доли (срочной службы). Достаточно небольшой, но профессиональной армии из оставшегося офицерского состава.

Седьмое: граждане обретут свободу и перестанут бояться власти. При желании они могут стать властью: пойти в депутаты, в министры, судьи, в полицию.

Восьмое: возродится белорусский язык, национальная символика, культура. Лейтмотивом нового времени станут бренды: «Мы — беларусы!», «Мы — одна семья!», «Мы хотим жить достойно!».

Девятое: на местах возродится самоуправление. Лучшие люди возглавят местную власть и сделают жизнь лучше. Жить на земле (в селе) станет престижнее, чем в городе. Все получат равные возможности и достаточный заработок.

Десятое: Беларусь войдет в европейское сообщество. Все желающие могут уехать на заработки, на учебу, на жительство. Здесь останутся истинные белорусы, которые любят свой край, свой язык, свою самобытность. Уехавшие за рубеж всегда могут вернуться и заняться улучшением нашей жизни.

Спешу вывести читателей из гипноза. Продолжите эту «песню», если вам по душе жизнь без президента. Напишите продолжение рассказа, оставьте свой след в «истории».

Впереди у нас — новая картина будущего — жизнь со «слабым» президентом. В качестве домашнего задания прочитайте второй из предложенных вариантов поправок в Конституцию 1994 года (см.: Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Формы правления для новой Беларуси).

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».