Более 350 человек приняли участие в масштабной акции по сбору мусора

Акция состоялась по инициативе компании Coca-Cola при поддержке государственных органов.

5 октября в Беларуси прошел республиканский СleanUp Day — масштабная экологическая акция по сбору мусора.

Студенты вузов и колледжей Минска, Витебска, Гомеля, Турова, Гродно, Жодино, Мозыря, Могилева, Ляховичей и Барановичей вышли убирать улицы, парки, леса и берега рек и озер.

Акция состоялась по инициативе компании Coca-Cola при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства образования, а также Республиканского центра экологии и краеведения и продолжила международную экоинициативу World CleanUp Day.

В числе минских волонтеров — студенты БГУИР, БГМУ, БГАА, МГЭИ им. Сахарова БГУ, а также сотрудники Coca-Cola в Беларуси.

В преддверии CleanUp Day волонтеры прошли обучающий семинар по вопросам раздельного сбора мусора, проведенный Coca-Cola совместно с Республиканским центром экологии и краеведения. Поэтому в день акции волонтёры не просто собирали мусор, а сортировали пластик, стекло и другие отходы по отдельным пакетам.

Благодаря такому раздельному сбору мусора отходы едут не на свалку, а сразу на перерабатывающие предприятия.

Елена Онуфрович, директор Республиканского центра экологии и краеведения, отметила, что многие, к сожалению, выбрасывают мусор не в специально отведенных местах, а оставляют на улицах, вдоль дорог, на озелененных территориях, в лесах и вдоль берегов водоемов, где он представляет особую опасность для экосистем.

Участники акции отдельно сортировали даже разные виды пластика: в одни пакеты бутылки, в другие — крышки. Все собранные крышки пойдут в счет социально-экологического проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки», который помогает людям с инвалидностью.

Марина Боровко, заместитель генерального директора по связям с общественностью «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», отметила в комментарии для Naviny.by, что в рамках стратегии «Мир без отходов» компания планирует к 2030 году достичь 100% сбора и сортировки всего объема выпускаемой ей на рынок упаковки. А к 2025 году этот показатель должен составить 75%.

«Первичная упаковка — это, конечно, ПЭТ, стеклянные бутылки, та упаковка, которую мы используем при производстве, заметила Марина Боровко. — Крышечки — это другой вид мусора, их можно сдавать и получать за них деньги, перерабатывать. Поэтому мы также участвуем в проекте «Новая жизнь в обмен на крышечки»

Специалист также сообщила, что компания планирует постепенно перейти на перерабатываемую упаковку ПЭТ, которая может использоваться много раз. 

«К сожалению, согласно ГОСТу, действующему в Беларуси и России, — отмечает Марина Боровко, — мы не можем использовать такую упаковку в производстве продуктов питания. Но мы очень заинтересованы, чтобы государство пересмотрело эти нормы и разрешило использовать европейский опыт — например, Швейцарии, Австрии, где начинают выпускать все больше разных продуктов в перерабатываемой ПЭТ-упаковке. В 2020 году мы будем обращаться в Министерство здравоохранения, искать поддержку у Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и в ЕС. Будем инициировать дискуссию о необходимости изменения ГОСТа в Беларуси»

В этом году Coca-Cola также проводила экологическую акцию во время Минского полумарафона. Было собрано 670 кг первичной упаковки мусора, стаканчиков, крышечек.

Марина Боровко обратила внимание, что самой большой проблемой являются берега рек, где люди отдыхают летом — это несанкционированные места свалок. 

«Необходимо постоянно повышать культуру, — подчеркнула представитель «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия». — Например, мы вчера были в Турове и заметили, что с каждым годом мусора там становится меньше. Школьники, которые участвовали в наших акциях, все более осознанно относятся к чистоте окружающей среды. В целом, в 2018 году во всей стране мы собрали 150 кубических метров мусора. В 2019 изменили подход — теперь мы раздельно собираем пластик, стекло и весь остальной мусор для того, чтоб иметь точную статистику»

World CleanUp Day (Всемирный день уборки) — одно из крупнейших общественных движений нашего времени. В определенный день добровольцы по всему миру собираются, чтобы избавить планету от мусора и собрать отходы на пляжах, возле рек, в лесах и на улицах. В этом году World CleanUp Day объединил волонтеров из 157 стран.