Официальный диагноз: госсектор подавляет здоровую конкуренцию

Институт Минэкономики выступил за пересмотр доминирующей роли госсектора в стране.

Власти озабочены проблемой ускорения экономики и активно ведут поиск резервов. В их числе рассматриваются и госпредприятия. Вопрос реформирования госсектора перезрел настолько, что даже работающие на государство эксперты говорят о необходимости неотложного реагирования.

 

Эффективность не соответствует размеру

Тема перспектив белорусской экономики поднималась на днях в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики.

Этот институт является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому позиция данного госучреждения заслуживает особого внимания. Оказывается, что даже там уже есть полное понимание необходимости реформ в госсекторе.

«Реформирование госсектора и системы управления госсобстенностью на всех уровнях должны стать главным лейтмотивом современной экономической политики», — заявила на конференции директор НИЭИ Минэкономики Юлия Медведева.

Она обратила внимание, что госсектор в Беларуси насчитывает свыше 14 тысяч организаций, в том числе около 10 тысяч различных госучреждений, более 2 тысяч унитарных предприятия, порядка 1,9 тысячи хозяйственных обществ. На коммерческую часть госсектора приходится около 60% выручки, три четверти промышленного производства и более 40% занятых в экономике.

«На фоне межстранового сравнения видно, что белорусский госсектор имеет внушительные размеры», — отметила Медведева.

При этом организации с госкапиталом присутствуют не только среди крупных предприятий, но также и среди малых и средних.

«На сегодняшний день около 70% всех коммерческих организаций госсектора можно классифицировать как микро-, малые и средние, причем в совокупности вклад этих организаций в валовую добавленную стоимость составляет менее 1%», — подчеркнула Медведева.

Как видим, эффективность работы госсектора не соответствует его размерам. Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, производительность труда организаций с госкапиталом в три раза ниже по сравнению с организациями иностранной формы собственности, которые присутствуют в Беларуси.

«Рентабельность госсектора из года в год снижается, каждая вторая организация является убыточной либо работает с рентабельностью ниже 5%, а каждая третья организация является неплатежеспособной», — констатировала Медведева.

Причин, по которым финансовые показатели госорганизаций оставляют желать лучшего, называется множество — это и неэффективное управление, и отсутствие притока иностранных инвестиций в этот сектор, и множество обременений.

В частности, организации с госкапиталом несут бóльшую, нежели частные организации, социальную нагрузку, потому что у госпредприятий ограничены возможности по высвобождению избыточной численности занятых, обратила внимание Юлия Медведева.

Также госпредприятия осуществляют закупки продукции по более высоким ценам для сохранения производственных цепочек, к ним присоединены убыточные сельхозорганизации, госпредприятия обязаны направлять средства в Фонд национального развития, участвовать в содержании инновационных фондов, делать отчисления на содержание аппаратов концернов.



 

Беларусь пойдет по пути Казахстана?

В общем, ситуация, в которой оказался госсектор, требует неотложных шагов по его реформированию. Во-первых, необходимо повышать эффективность, во-вторых, очевидно, что нужно сокращать размер госсектора.

По данным института Минэкономики, государство сегодня присутствует во всех отраслях и видах экономической деятельности, не ограничиваясь, как принято в большинстве стран, стратегическими объектами.

«Нигде в правовом поле четко не определен перечень видов деятельности, в которых присутствие государство обосновано», — констатирует Медведева.

А вот в Казахстане, который наряду с Беларусью входит в ЕАЭС, в законодательстве зафиксирован исчерпывающий перечень видов деятельности, где государство может осуществлять коммерческую деятельность. Там установлен также запрет на участие госпредприятий в деятельности, которая относится к малому предпринимательству.

По мнению института Минэкономики, пора принимать и для белорусского госсектора специальное законодательство. Кстати, концепция закона о госсекторе уже разработана.

Второе направление деятельности — улучшение количественной и качественной структуры госсобственности.

«Для решения этих задач необходима приватизация, реструктуризация, акционирование, ликвидация, санация, реформирование системы бюджетных учреждений», — полагает Юлия Медведева. При этом она подчеркнула, что речь идет о малой приватизации, которая пока не началась.

По мнению эксперта, оптимизировать размеры госсектора необходимо обязательно.

«Экономическая теория говорит, что при большом государственном секторе экономики невозможна нормальная, здоровая конкуренция. К сожалению, белорусская экономика является одним из подтверждений данного тезиса. Высокая степень экономической концентрации, подавление здоровой конкуренции и неэффективное использование ресурсов — проблемы, которые для нас характерны», — подчеркнула Медведева.

 

Время на раздумья заканчивается

Научные сотрудники Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) поддерживают предложения института Минэкономики и считают, что дальше тянуть с реформированием госсектора нельзя.

«Организации госсектора менее эффективны, поэтому необходимо пересматривать структуру экономики. За госсектором необходимо оставить организации, которые важны для национальной безопасности, важнейшие инфраструктурные объекты, а повсеместное его присутствие не оправдано», — подчеркнул научный сотрудник BEROC Олег Мазоль в беседе с корреспондентом БелаПАН.

Эксперт поддерживает идею приватизации малых госпредприятий.

«Малая приватизация позволит привлечь более эффективных собственников, а чем больше мы будем откладывать эту приватизацию, тем меньше государство от нее получит», — предполагает Мазоль.

Вместе с тем экономисты отмечают, что приватизация в Беларуси формально разрешена, но ее условия в большинстве случаев не устраивают инвесторов.

«Небольшие, не стратегические, не градообразующие предприятия и ранее выставлялись на продажу, но из-за условий ни один проект в рамках так называемой пилотной приватизации реализован не был. Почему? Потому что инвесторам и государству не удалось договориться по условиям приватизационных сделок», — напомнила научный сотрудник BEROC Мария Акулова.

Поэтому эксперт предполагает, что такие разногласия по ключевым вопросам (что делать с долгами продаваемого предприятия, занятостью, как оценивать актив) могут вновь стать камнем преткновения на пути запуска приватизации в Беларуси.

«Рано или поздно, учитывая низкую эффективность госсектора, мы придем к приватизации. Чем больше мы будем откладывать этот процесс, тем выше вероятность, что вместо госактивов придется продавать просто стены», — резюмировала Акулова.