ГРЕКО сомневается в приверженности белорусских властей борьбе с коррупцией

Постоянное невыполнение рекомендаций антикоррупционного органа Совета Европы — Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) — бросает тень на приверженность белорусских властей предотвращению коррупции и борьбе с ней.

Весной нынешнего года ГРЕКО выступила с декларацией, в которой критиковала Беларусь за несоблюдение антикоррупционных стандартов Совета Европы.

«Это первая подобная декларация за 20 лет истории ГРЕКО, — заявил БелаПАН исполнительный секретарь секретариата ГРЕКО Джанлука Эспозито. — Очень жаль, что нам пришлось дойти до этой стадии. Эта декларация имеет негативные политические, правовые, экономические и репутационные последствия для Беларуси. Рекомендации, которые были даны Беларуси, охватывают основные элементы эффективной борьбы с коррупцией и представляют основные принципы ГРЕКО. Я очень надеюсь, что власти удвоят свои усилия по их осуществлению. Это важно как для самой Беларуси, так и, в первую очередь, для ее народа».

Он также отметил, что Беларусь остается единственным из 49 государств — членов ГРЕКО, кто не дает согласия на публикацию отчетов по итогам проведения оценочных раундов ситуации в стране.

«Это допускается правилами, но вызывает сожаление, потому что означает, что Беларусь не в состоянии следовать практике всех остальных 48 государств-членов и публиковать все отчеты, — сказал представитель ГРЕКО. — Публикация отчетов важна, потому что она вызывает в стране обсуждения о реформах, рекомендуемых ГРЕКО. Такие дискуссии, в свою очередь, должны привести к позитивным реформам, направленным на улучшение антикоррупционной системы, а это то, к чему мы в конечном счете должны стремиться. Жаль, что Беларусь не играет по тем же правилам, что и все остальные члены ГРЕКО. Я не могу сказать, будет ли в конечном итоге опубликован отчет по четвертому оценочному раунду (проводится в настоящее время. — БелаПАН.). Я надеюсь на это, а также на то, что будет разрешено опубликовать все предыдущие отчеты».

На вопрос, отслеживает ли ГРЕКО громкие коррупционные дела, которые расследовались в Беларуси за последний год (дело медиков, суды над чиновниками Мингорисполкома, обвинение замглавы Совета безопасности Андрея Втюрина в получении взяток и др.), Эспозито отметил, что ГРЕКО не занимается отдельными уголовными делами.

«Мы учитываем их только в той степени, в которой они помогают понять, работает система или нет. По этим делам не было никаких контактов с властями», — сказал он.

Говоря об оценке коррупционных рисков в Беларуси, Эспозито отметил, что «факты говорят сами за себя».

«Если взять первые два оценочных раунда, Беларусь удовлетворительно выполнила только четыре из 24 рекомендаций ГРЕКО, — заявил собеседник. — Очень низкий уровень выполнения рекомендаций ГРЕКО был оценен как «глобально неудовлетворительный». С момента принятия первого отчета о выполнении рекомендаций в 2015 году не было достигнуто никакого прогресса».

По словам Эспозито, как член ГРЕКО Беларусь не только обязана в соответствии с уставом организации и правилами процедуры участвовать в экспертной оценке и проверке выполнения рекомендаций, но и прежде всего должна содействовать достижению целей ГРЕКО по укреплению возможностей ее членов в борьбе с коррупцией и в выполнении рекомендаций.

Делегация ГРЕКО 15-18 октября посетила Беларусь с оценочным визитом. Его цель — проведение четвертого оценочного раунда ситуации в стране.

Тема раунда — борьба с коррупцией в парламенте, системе правосудия и прокуратуре. Эксперты ГРЕКО оценивают, в частности, прозрачность законотворческого процесса, этические принципы и правила поведения, ситуации конфликта интересов, процедуру декларирования доходов, правила и прозрачность процесса назначения судей и прокуроров, дисциплинарное производство в отношении судей, прокуроров и парламентариев.

Ранее, проводя оценки ситуации в Беларуси, ГРЕКО неоднократно приходила к заключению, что уровень соблюдения рекомендаций был весьма низок и «в целом неудовлетворителен».

Поскольку Беларусь не дает разрешения на публикацию докладов об оценке или соблюдении стандартов в сфере борьбы с коррупцией, публиковались только резюме отчетов. В одном из них отмечалось, что в Беларуси «трудно установить реальные масштабы коррупции» и «формы, которые она принимает», но «коррупция считается системной в этой стране».

В значительном большинстве адресованных Беларуси рекомендаций речь идет об основных антикоррупционных требованиях: укреплении независимости судебной системы и прокуратуры, расширении самостоятельности в работе правоохранительных органов и ограничении неприкосновенности некоторых категорий лиц.

Группа государств по борьбе с коррупцией — международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной ее целью является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией.

ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам, помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры, предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа включает 49 государств, в том числе Беларусь, которая при этом не является членом Совета Европы.