Министерство культуры раскалывает Большой театр

Министерство культуры подтвердило — контракт с Владимиром Гридюшко продлен не будет.

Скандал в Большом театре Беларуси набирает обороты. На письмо, которое артисты составили в защиту генерального директора Владимира Гридюшко, быстро отреагировало Министерство культуры, пригласив «бунтарей» на разговор. Однако диалог не состоялся, каждый остался при своем мнении.

А 31 октября небольшая делегация представителей Большого театра передала письмо в Администрацию президента и в приемную премьер-министра.

За несколько дней до этого, 28 октября, состоялась встреча ведущих солистов, а также руководителей творческих коллективов театра — оперы, балета, хора, оркестра — с министром культуры Юрием Бондарем, во время которой было объявлено, что с 5 ноября в Большом театре будет новый генеральный директор.

Как рассказывают артисты, у министерства есть своя позиция, и оно не собирается ее менять, прислушиваться к коллективу театра. В Большом отмечают, что проблема уже не только в том, что кулуарно назначают нового генерального директора, а в том, как предвзято и несправедливо оценивают работу пока что действующего.

Артисты недоумевают, почему Министерство культуры безоговорочно принимает оценку деятельности директора от неких анонимов, которых даже не может назвать, и игнорирует мнение тех, кто действуют совершенно открыто.

В Министерство культуры были приглашены все, кто подписал открытое письмо главе государства с просьбой о продлении контракта нынешнему генеральному директору Большого театра Владимиру Гридюшко. На тот момент — 60 артистов.

Сейчас же письмо подписали уже без малого 300 человек — и творческие работники, в том числе народные и заслуженные артисты, лауреаты госпремий, и персонал производственных цехов театра.

В новом письме главе государства отмечается, что из беседы с министром культуры коллектив театра не смог понять, «знаете ли Вы о нашем открытом письме, в котором мы выражаем обеспокоенность сложившейся ситуацией, поскольку никого из представителей Администрации Президента Республики Беларусь на этой встрече не было. Зато создалось впечатление, что в Министерстве не владеют достоверной информацией о жизни театра, располагают неверными сведениями об атмосфере, царящей в нем».

Балетмейстер-постановщик Большого театра Беларуси, обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Национальной театральной премии-2016 Александра Тихомирова так прокомментировала свою подпись под письмом в защиту гендиректора театра:

«Владимир Павлович верой и правдой десять лет служил нашему театру, и то, как сейчас с ним обходятся – колоссальная несправедливость. До прихода Гридюшко театр был раздроблен: опера, балет, оркестр, хор, вспомогательные службы — каждый сам по себе. Он сумел всех объединить, и это только пошло на пользу делу. А сколько творческих проектов появилось при нем: международные фестивали, конкурсы. Мы стали много гастролировать не только в Азии, но и в Европе. До нашего появления в Германии и Австрии плохо представляли, что такое Беларусь. Теперь в этих странах есть наши поклонники, которые ездят за нами по всей Европе. Наш театр стал открыт миру. К нам приезжают лучшие зарубежные постановщики оперных и балетных спектаклей. Мы обмениваемся опытом, а публика видит спектакли мирового уровня.

При Владимире Павловиче наши артисты участвуют в конкурсах, получают ангажементы. Выступления солистов оперы в Ла Скала, Метрополитен-опера добавили дома популярности Большому театру. И это очень хорошая реклама для страны.

Владимир Павлович — гарант честности, порядочности и здоровой атмосферы в коллективе, который превыше всего ценит талант и профессионализм. За этот год в наш театр приходило несколько проверок, и не к чему было даже придраться. А сколько спонсоров он сумел привлечь в театр! Быть у руля Большого — колоссальная ответственность. Владимиру Павловичу верят все: от уборщицы до народного артиста. Он знает всех поименно, посещает каждый спектакль. Он неравнодушный человек»!

Александра Тихомирова рассказала, что при Гридюшко возродилась традиция проводить капустники. Артисты не только над собой смеялись, но и над директором. Он смеялся вместе с ними. В рабочей обстановке Гридюшко каждого выслушает, найдет решение, которое было бы оптимальным и для театра, и для отдельного человека.

Артистов шокирует отношение к ним чиновников, ведь привыкли, что в театре они — уважаемые люди, с мнением которых считаются. 

«Мы подписали это письмо не против кого-то! Мы — за сотрудничество и понимание! И мы уважаем великую историю нашего Большого. Но если мы смолчим сейчас, то отдадим на растерзание человека, который сделал для нашего театра очень много. И может еще многое сделать во славу культуры Беларуси», — резюмировала Тихомирова.

Владимир Гридюшко на Новогоднем балу в Большом театре

Режиссер-постановщик Большого театра, обладатель медали Франциска Скорины Галина Галковская заявила: «Для меня совершенно непонятно, почему не продлевают контакт с нашим директором. Это человек, который очень тонко чувствует современность и ценит традиции. Он поднял престиж театра, вывел его на международную арену. К нам приезжают солисты, режиссеры из разных стран, и они восхищаются не только нашим творческим потенциалом, но и тем, как налажено взаимодействие всех служб. Они сравнивают это со швейцарскими часами. Очень важно, что мы — команда. Создал и сплотит ее Владимир Павлович. Это директор, который делает нас более счастливыми, давая возможность творить, экспериментировать, обмениваться опытом и расти.

Мы всегда чувствуем обратную связь со зрителем. И по настроению публики видим, что на данный момент театр на такой высоте, что не требуется никаких изменений в высшем менеджменте. Поэтому позиция Минкульта мне непонятна, необъяснима и непостижима».

Наш Большой театр — это уже серьезный бренд. Нет фактически ни одной иностранной делегации, участники которой отказались бы от приглашения посетить оперу или балет. За последние годы изменился и качественный состав публики. Театр респектабелен и популярен. В нем нет никакого застоя, что оправдало бы смену руководителя. И десять лет для директорства в театре — не такой уж большой срок. На постсоветском пространстве высоко котируется Свердловский театр музыкальной комедии из Екатеринбурга. Так вот там Михаил Сафронов, к слову, окончивший Белорусский государственный театрально-художественный институт, уже двадцать три года директорствует, и театр процветает.

Происходящее сейчас вокруг белорусского Большого напомнило ситуацию 1998 года, когда при деятельном участии Минкульта распались «Песняры». И как знать, до чего на этот раз дойдет конфликт. Может, в Беларуси появится еще один театр оперы и балета? Вот только кто от этого выиграет?