ОДКБ стреляет холостыми

Попытки ОДКБ повысить свою значимость на международной арене пока не приносят видимого эффекта.

Попытки ОДКБ повысить свою международную значимость уже долгое время остаются безрезультатными. И чудес в этом плане ожидать не приходится.

Фото из архива пресс-службы президента

Зась наконец-то займет кресло

На недавней сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (СКБ ОДКБ) в Бишкеке наконец получил формальное разрешение конфликт вокруг кресла генерального секретаря организации.

Напомним, в начале 2017 года на эту должность был назначен представитель Армении. Но когда полгода спустя в этой стране произошла смена правительства, тот оказался фигурантом уголовного дела и был отозван.

Поскольку генсек назначается на три года, Ереван считал себя вправе предложить другого кандидата. Однако претензии на пост предъявила следующая по правилу ротации Беларусь, выдвинувшая секретаря своего Совета безопасности Станислава Зася.

Несмотря на поддержку его кандидатуры остальными членами организации, Армения стояла на своем. В итоге два года должность оставалась вакантной. И лишь теперь в Бишкеке главы стран ОДКБ утвердили Зася на пост генсека с 1 января 2020 года.

Самое интересное, что от заминки с решением кадрового вопроса ничто не пострадало, поскольку, в отличие от коллеги из НАТО, генсек ОДКБ не является даже представительской фигурой. В его обязанности входят лишь подготовка мероприятий и контроль над выполнением принятых в верхах решений.

 

С международным признанием дело не ладится

Разумеется, в выступлениях на саммите первых лиц разногласия и проблемы были завуалированы. Так, по словам Александра Лукашенко, ОДКБ «является важным механизмом обеспечения безопасности в Евразийском регионе». Но предела совершенству, как известно, нет, поэтому она «должна поступательно расширять внешнеполитическое направление, укреплять свой международный авторитет».

Белорусский лидер также подчеркнул, что в сфере обеспечения военной безопасности стран ОДКБ, наряду с планомерным развитием военного сегмента организации, «сохраняется актуальность выхода на прямой и равноправный диалог с Североатлантическим альянсом».

Мысль, безусловно, здравая. Проблема лишь в том, что никакого диалога не получается, хотя сделать постсоветский военный блок равноправным партнером НАТО было мечтой еще отцов-основателей предшественника ОДКБ — ДКБ. И безуспешные попытки реализовать ее предпринимались постоянно.

Последняя, кстати, имела место в мае, когда главы внешнеполитических ведомств государств ОДКБ в очередной раз обратились к коллегам из стран НАТО с предложением о сотрудничестве.

Трудно сказать, на что был расчет, если принять во внимание, что предыдущий аналогичный призыв от 2012 года, то есть еще до российской агрессии против Украины, Брюсселем был проигнорирован. А в ноябре 2014-го тогдашний генсек ОДКБ Николай Бордюжа объявил о приостановке попыток установить отношения «с учетом неконструктивных и зачастую враждебных действий со стороны НАТО по отношению к России и ОДКБ».

Североатлантический альянс по-прежнему не воспринимает ОДКБ в качестве субъекта международного права и согласен говорить с каждым из ее членов только по отдельности.

К тому же в мире как-то не наблюдается большого энтузиазма в связи с реализацией другой белорусской идеи — возможности юридического оформления статуса партнера организации или наблюдателя при ней.

До недавнего времени к последним с известной долей условности можно было отнести Сербию и Афганистан. Вот только Кабул — довольно сомнительный союзник. А Белград хотя и декларирует равноудаленность от военных блоков, явно имеет крен в сторону НАТО.

Сербия заключила ряд важных соглашений, включая индивидуальный план партнерства (IPAP), предоставляющий натовским военным дипломатический иммунитет и право свободного перемещения по своей территории. Число учений, проводимых Сербией со странами альянса, в несколько раз превосходит число совместных мероприятий с Россией и ее союзниками. В свете же недавнего разоблачения в Сербии российского шпиона ожидать там всплеска симпатий к ОДКБ тем более не приходится.

Тем не менее, в Бишкеке президент России, которая в следующем году будет председательствовать в ОДКБ, призвал расширить «круг друзей» объединения «за счет развития сотрудничества со всеми заинтересованными государствами и международными объединениями».

 

Зато на параде все будет красиво

Одним из приоритетов России как нового председателя ОДКБ Владимир Путин назвал «поддержание высокой готовности» миротворческих сил организации. Правда, до сих пор им так и не нашли применения.

В 2017 году желание Москвы, чтобы военнослужащие из стран блока усилили миротворческие миссии ООН в Южном Судане и Чаде, не было удовлетворено. После этого было высказано предложение направить миротворцев ОДКБ в Сирию, но тут уже не согласились партнеры.

Вообще-то в Бишкеке было подписано 15 документов, среди которых, судя по всему, наиболее важными стали заявление СКБ о совершенствовании международного взаимодействия и сотрудничества в целях укрепления глобальной и региональной безопасности, решение о плане мероприятий по празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и решение «О внесении изменений в нормативные правовые акты ОДКБ».

Ну и, конечно, нельзя оставить без внимания приглашение лидерам стран ОДКБ посетить 9 мая следующего года парад Победы в Москве, в котором впервые примут участие военные контингенты всех государств организации.