Белорусы платят налоги, но не могут влиять на то, как они будут потрачены

Белорусы не знают, на что уходят их налоги, а как изменить ситуацию, не представляют.

Осведомленность о бюджетной политике среди граждан и организаций гражданского общества очень низкая, рассказала аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова. По ее словам, на всю страну есть всего несколько организаций гражданского общества, которые в силу специфики своей деятельности осведомлены о бюджетной политике больше других.

В целом же в Беларуси практически нет возможностей через общественные институты участвовать в бюджетной политике, отметила эксперт.

Чтобы ситуация изменилась, для начала необходимо повысить осведомленность общества о бюджетной политике. Бюджетной грамоте необходимо учить еще в школе, рассказывая об этом простым и доступным языком.

«Люди должны видеть, сколько налогов платят, и понимать, что бюджет формируется за их счет, а государственных денег не бывает», — сказала Жанна Кулакова.

Другими словами, до общественности необходимо доносить, что услуги в сфере образования, медицины, которые государство преподносит нам как бесплатные, финансирует каждый из белорусов, если платит налоги.

Надо сказать, что в сфере доступности информации о бюджете есть некоторые подвижки. Благодаря инициативе общественности бюджет Минска, содержание которого еще в 2015 году было закрыто для жителей города, стал общедоступным и теперь публикуется.

Но одной информации недостаточно, потому что бюджет еще надо уметь оценить. Для этого нужен качественный анализ, однако, отметила Кулакова, детальных данных для такого анализа часто не хватает:

«Поэтому на текущем этапе рассуждения об эффективности бюджетной политики часто могут сводиться лишь к субъективному нравится-не нравится».

Кроме того, в Беларуси нет полноценного механизма для участия граждан в формировании бюджетной политики, из-за чего попытки общественности повлиять на нее часто заканчиваются неудачей.

 

Требуется политическая воля

Бюджет гражданского участия — инструмент, который может обеспечить вовлечение общественности в бюджетный процесс в условиях высокой централизации госфинансов и низкой бюджетной грамотности населения.

Правда, отмечают эксперты, для большего участия населения и третьего сектора в распределении бюджета нужна политическая воля сверху.

Опытом может поделиться соседняя Украина, где механизм распределения расходов бюджета подразумевает взаимодействие городских властей с общественностью для достижения какой-то важной для конкретного населенного пункта цели.

Как отметил Александр Иванина — украинский консультант по вопросам гендерного бюджетирования и управления, ориентированного на результат, возможность участвовать в формировании бюджета — «это в первую очередь очень эффективный инструмент привлечения граждан к процессам принятия решений, формирования доверительных, партнерских отношений между гражданами и органами власти и местного самоуправления, и в меньшей степени — инструмент влияния на бюджетный процесс».

К участию в распределении части городского бюджета общественность привлекают через подачу инициативных проектов развития, направленных на решение приоритетных проблем города и его жителей, а также проведение открытого общественного голосования за такие проекты, рассказала секретарь городского совета города Мерефа Харьковской области Татьяна Дядченко.

На этапе рассмотрения и доработки проекты проходят экспертную оценку специалистами исполнительных органов городского совета, в чьей тематике были поданы заявки. И некоторые заявки отклоняются.

Тематика реализованных за два последних года проектов: образование, развитие велодвижения и спорта, коммунальное хозяйство и другое.

За процессом реализации проектов осуществляется бюджетный и управленческий контроль, и в результате делается общее дело, а «сознание жителей изменяется с потребительского на созидательное», подытожила Дядченко.