Посол Швейцарии: Беларусь только начинает себя открывать, и это требует времени

Клод Альтерматт стал первым в истории двусторонних отношений послом Швейцарии в Беларуси, работающим непосредственно в нашей стране. В интервью БелаПАН он рассказал, что общего у Беларуси и Швейцарии и чем они отличаются, как развиваются экономические отношения и как привлечь в Беларусь больше швейцарских туристов.

Вы более двух лет работаете в Беларуси — сначала в качестве главы отделения посольства Швейцарии, а с лета прошлого года — уже как посол. За это время какое впечатление у вас сложилось о нашей стране?

— Действительно, я прибыл в Беларусь осенью 2017 года, когда здесь еще работало отделение посольства Швейцарии. Затем швейцарская дипломатия, как и Австрия в 2016 году, признала растущее значение Беларуси как для Швейцарии, так и для Европы. Такого же мнения о Беларуси придерживаются и наши парламентарии, которые летом 2017 года посетили Минск для участия в проходившей здесь сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. А в декабре 2017 года в швейцарском парламенте была создана группа дружбы «Швейцария — Беларусь». И создание этой группы дружбы удачно повлияло на те решения, которые позже принимались на более высоком уровне в швейцарском правительстве — 15 мая 2019 года Федеральный совет Швейцарии принял решение о повышении статуса нашего дипломатического представительства в Беларуси.

Так я стал первым в истории послом Швейцарии в Беларуси с местонахождением в Минске.

За время работы у меня была возможность узнать вашу страну, и я могу сравнивать схожести и различия между Беларусью и Швейцарией. Это континентальные, буферные государства. Каждое окружено пятью соседями, имеет несколько государственных языков и примерно одинаковое количество населения. У наших народов похожий менталитет — честные, не требовательные, прагматичные, сдержанные люди почти без идеологического отпечатка. Даже наши национальные блюда похожи — ваши драники и наши рёсти (традиционное швейцарское блюдо из тертого отварного картофеля — БелаПАН).

Но есть и очень существенные различия, начиная с нашей истории и политической системы. Нам, швейцарцам, нужно благодарить судьбу за то, что Швейцария смогла оставаться независимой страной без какого-либо иностранного господства. Опустошение войнами, большие волнения, революции, духовные травмы коммунизма — от этого мы были избавлены.

Последний военный опыт швейцарцев — это служба наших солдат у французов в 1812 году, когда они отдали свои жизни на Березине. Эти события оставили сильный след в истории Швейцарии и заставили нас воздержаться от участия в других европейских конфликтах. Кстати, в Швейцарии до сих пор поют песню о Березине.

У Беларуси был совершенно другой исторический опыт. Ваша страна только начинает себя открывать, и этот процесс требует многих лет, если не целых поколений.

Вы сказали, что швейцарская дипломатия признала растущее значение Беларуси. В чем Швейцария видит это значение?

— За последние десять лет значение Беларуси как самостоятельной и независимой страны выросло во всем мире. И роль вашей страны в урегулировании конфликта в Украине, предоставлении площадки для мирных переговоров тоже высоко оценено.

Какие цели вы ставите перед собой в качестве посла Швейцарии в Беларуси? Чего бы вам хотелось достичь?

— Наши дипломатические отношения с Беларусью были установлены в 1992 году. И сейчас, после повышения дипломатического присутствия здесь до статуса посольства, эти отношения будут развиваться активней. Но для этого требуется взаимное доверие. И я буду работать над тем, чтобы это доверие росло и чтобы те качества, которыми характеризуется Швейцария — нейтралитет, стабильность, гарантия соблюдения законности, надежность, прогнозируемость, — также пришли и сюда.

Я бы хотел отметить, что в процесс развития отношений между странами очень важно вовлекать гражданское общество. Например, в Швейцарии на прошлой неделе произошло важное событие — было основано общественное объединение «Швейцария — Беларусь». Для Швейцарии очень важно функционирование таких гражданских инициатив, потому что там процесс принятия решений идет снизу вверх.

А чем будет заниматься это объединение?

— Это объединение было основано при поддержке посольства Беларуси в Швейцарии и Союза белорусов Швейцарии. Пока рано говорить, чем конкретно будет заниматься объединение — оно только-только создано. Но все их цели и задачи прописаны в уставе. Наличие такого устава является в Швейцарии обязательным условием для общественных объединений.

Председателем объединения избрана политик Маргарет Кинер Неллен. На протяжении 16 лет она была членом парламента Швейцарии и стала одним из основателей парламентской группы дружбы с Беларусью. Сейчас можно сказать, что она уже политик на пенсии, но продолжает свою работу по развитию отношений с Беларусью. Она очень любит вашу страну, часто здесь бывает. Последний раз была здесь в качестве наблюдателя на парламентских выборах в ноябре прошлого года, а до этого прошлым летом приезжала изучать русский язык в Минском государственном лингвистическом университете. Через две недели снова планирует приехать в Беларусь.

Важно отменить, что все подобные общественные объединения в Швейцарии являются независимыми.

Швейцария считает важным привлекать к развитию отношений с другими странами гражданское общество, но в Беларуси власти к гражданскому обществу относятся совсем не так, как в Швейцарии.

— Я здесь нахожусь не для того, чтобы читать какие-то лекции или давать советы по поводу того, как власти должны себя вести. Я здесь, скорее, для того, чтобы показать картину, как это работает в Швейцарии — одной из самых демократичных стран мира, и вдохновить перенимать этот опыт. Понятно, что ситуация в Беларуси другая. Но изменения требуют времени.

МИД Швейцарии решение об открытии посольства в Беларуси объяснял тем, что «отношения между странами постоянно развиваются». А в какой сфере они активней развиваются — в политической или экономической?

— Швейцария — это страна, открытая миру. Мы входим в топ-20 стран по экономическому развитию. И для нас важны отношения с другими государствами, поэтому у нас очень широкая сеть дипломатических представительств за границей. Всего работает 103 посольства, 12 отделений, 30 консульств. Самое молодое посольство — в Беларуси.

Наши интересы лежат как в области дипломатии, так и экономики. И здесь нет такого, что какая-то сфера развивается больше в ущерб другой. С Беларусью нам важно развивать как политические отношения, так и экономические.

Работу по развитию наших экономических отношений ведет не только посольство. У нас создан Швейцарско-белорусский деловой совет, который проводит регулярные встречи. В последний раз его заседание состоялось в ноябре прошлого года. В мероприятии приняли участие порядка 100 бизнесменов, представителей белорусского правительства. Это типичный швейцарский подход — экономика развивается не по указанию правительства, а через интерес и взаимодействие бизнес-партнеров с обеих сторон.

Швейцария — это либеральное государство, в котором государством не ограничивается свобода предпринимательства. И такой подход — одна из причин того, почему некоторые успешные швейцарские предприятия очень активно инвестируют и налаживают производства за границей.

Известным флагманом швейцарской экономики в Беларуси является завод «Штадлер», который в Фаниполе производит поезда. Решение о создании здесь предприятия приняла сама компания без какого-либо вмешательства со стороны правительства Швейцарии.

Конечно же, мы надеемся, что произойдет оживление взаимной внешней торговли, инвестиций и сферы услуг. Также очень важно развивать взаимодействие в сфере туризма, так как туризм содействует созданию в Беларуси новых рабочих мест и развитию контактов между людьми, ведет к открытию страны для мира. И в этой связи я хочу отметить важность принятия белорусскими властями решения о безвизовом въезде для иностранных граждан на 30 дней.

Популярна ли Беларусь у швейцарских туристов?

— Конечно, процесс начинался на низком уровне, но постепенно количество туристов растет. На данный момент Швейцария входит в топ-20 стран по количеству туристов, посещающих Беларусь. И потенциал в этом направлении очень большой. Здесь многое зависит от белорусских властей — очень важно рекламировать туристические возможности Беларуси, продвигать вашу страну, ее природу и достопримечательности, делать их более заметными.

А для швейцарского бизнеса является ли Беларусь интересной страной?

— После некоторого спада во взаимной торговле с 2018 года мы наблюдаем рост товарооборота. В 2019 году также наблюдался рост, но окончательные цифры за прошлый год еще недоступны.

В 2018 году Швейцария экспортировала в Беларусь товаров на 97,2 млн долларов, а закупила белорусских товаров на 27,4 млн долларов. Общий объем товарооборота составил почти 130 млн долларов, показав рост на 7,9%. Ожидаем, что за 2019 год взаимный товарооборот превысит 130 млн долларов.

Что касается инвестиций, то здесь также заметно положительное развитие, но у нас, к сожалению, нет цифр. Их нужно получать у белорусской стороны. Но, как и в случае с туризмом, потенциал по инвестициям очень большой. На данный момент используется только малая часть этого потенциала. И здесь опять же основная ответственность, как сделать страну экономически привлекательной для иностранного инвестора, лежит на белорусской стороне.

Совместных экономических проектов между двумя государствами на данный момент нет. Но здесь важно подчеркнуть, что я говорю именно о сотрудничестве на государственном уровне. Например, завод «Штадлер» — это частная инициатива, а не государственная.

На государственном уровне у нас есть комиссия, которая регулярно встречается (последний раз встреча была в июне 2018 года в Берне) и обсуждает вопросы и проблемы экономического характера. Важную роль в развитии экономического сотрудничества играет бизнес-совет, который я упоминал ранее. Он помогает в установлении взаимных контактов между бизнес-кругами Беларуси и Швейцарии.

В Швейцарии есть и специальные государственные экономические проекты, но они реализуются в отсталых странах, которым оказывается помощь для развития. Беларусь не относится к таким странам. У Беларуси есть свой потенциал и есть частный сектор экономики, который может способствовать тому, чтобы Беларусь стала состоятельным государством.

Ваше внешнеполитическое ведомство также заявляло, что Швейцария «намерена усилить свою вовлеченность в сферу прав человека в Беларуси». Что имеется в виду и какие проекты и планы у вас есть в этой сфере?

— Поддержка демократии, правового государства и прав человека является для Швейцарии очень важной. Но развитие демократии и правового государства — это не одномоментный процесс, он требует времени. Наши белорусские партнеры здесь тоже знают, что этот процесс требует времени.

И хотя мы маленькое государство и средства у нас ограничены, но некоторые проекты в области прав человека в 2019 году мы смогли реализовать. Например, участвовали в Дне по правам человека — 10 декабря мы организовали показ в Минске фильма против смертной казни «Свободные люди» и дискуссию после него с участием представителей гражданского общества и публики.

Также Швейцария проводит мероприятия и на государственном уровне. Например, мы организовали ознакомительную поездку для представителей госорганов и гражданского общества по теме предотвращения пыток. Эксперты из Беларуси посетили места заключения в Швейцарии.

Мы также помогли реализовать проект по внедрению рекомендаций Комитета ООН по правам человека. И, конечно же, всеми возможными способами Швейцария поддерживает в Беларуси инициативу по отмене смертной казни.