Что будет, если отменят минимальные баллы ЦТ

Минобразования не знает, как быть с пороговыми значениями баллов на ЦТ — увеличивать, снижать или отменять.

В Министерстве образования обсуждают вопрос отмены нижних пороговых значений централизованного тестирования. Если это произойдет, то для поступления в некоторые вузы будет достаточно лишь уметь читать по слогам.

 

Что говорит Минобразования

Вопрос отмены обсуждается, сказал министр образования Игорь Карпенко перед итоговой коллегией ведомства 5 февраля.

«Мы пока обсуждаем этот вопрос. Надо понимать, что конкурс при поступлении создается совокупностью разных обстоятельств: наличием мест, результатами ЦТ, внутренними экзаменами, собеседованиями. Поэтому есть разные мнения по этому вопросу. Одно мнение — отменить пороговые значения, поскольку мы изменили методику подсчета баллов, и дать возможность любому абитуриенту с набранными им баллами пытаться конкурировать в конкурсе. Есть предложения оставить пороговые значения на прежнем уровне, и есть предложения поднять их», — сказал Карпенко.

Ряд заданий на ЦТ подкорректированы, чтобы снизить возможность «угадать ответ», отметил министр: «Мы также посмотрели задания, где правильными могут быть несколько ответов, а не какой-то один, выбранный методом тыка».

«Если мы будем отменять пороговые значения, то об этом скажем. Пока же идет обсуждение», — резюмировал Карпенко.

Еще в прошлом году планировалось, что перед стартом кампании по централизованному тестированию 2020 года нижние пороговые значения баллов будут увеличены. Об этом заявлял директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк. Теперь же, судя по словам министра, получается, что то ли передумали, то ли недодумали, то ли ждут указания президента.

А указания главы государства в сфере образования нередко приводят к большим проблемам. И есть вероятность, что система централизованного тестирования, введение которой исключило в высшем образовании возможность поступления по блату, будет вообще отменена.

«До сих пор критика на централизованное тестирование, — говорил Александр Лукашенко с26 августа прошлого года, принимая с докладом министра образования. — Критикуют новую какую-то методику — вы изобрели по подсчету этих баллов. Хотя главное — не баллы, а знания. Все должны понимать, и родители в том числе, если у ребенка есть знания, то по каким баллам и шкалам ни считай, они все равно поступят в вуз. Если знаний нет, никакие баллы не помогут».

Лукашенко также «волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором, с преподавателем вузов».

Обсуждать недостатки ЦТ планировалось в ноябре-декабре на совещании у президента. Уже февраль, а совещание так и не созвано, хотя, как отметил Игорь Карпенко, Министерство образования готовится к этому мероприятию.

«Есть ряд вопросов, которые мы должны доложить главе государства. Дата не совсем от нас зависит. Когда будет назначено, нам сообщат, и вы будете информированы», — цитирует Карпенко БелаПАН.

 

К чему приведет отмена пороговых баллов

В 2019 году в результате изменения подсчета баллов ЦТ увеличился проходной балл на специальности с низким проходным баллом в прежние годы. Средние баллы на ЦТ в целом выросли, это создало видимость более-менее приличных результатов абитуриентов.

Однако все это особо не повлияло на набор в вузы. На некоторые непопулярные специальности, как и в течение последних пяти лет, пришлось объявлять дополнительный набор на бюджетные места. А это давало шанс стать студентом всем, кто преодолел нижний порог баллов на ЦТ.

Например, в прошлом году студентом Белорусской государственной сельскохозяйственной академии можно было стать с 67 баллами (это очень низкий уровень знаний!).

Отмена минимального порога баллов, безусловно, решит проблему с заполнением вакантных (и бюджетных, и платных) мест на первых курсах вузов. Но в таком случае студентами смогут стать все, кто, фигурально выражаясь, умеет лишь читать по слогам.

 

Неопределенная политика Минобразования

И государственные, и частные вузы заинтересованы в увеличении числа студентов, за каждым из которых идут деньги — в одном случае из бюджета, в другом, как правило, из кармана родителей. Если исходить из сиюминутной выгоды вузов, а не из качества подготовки абитуриентов и студентов, то брать в вузы можно действительно всех.

Тем временем до начала вступительной кампании осталось пять месяцев, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт в сфере образования, репетитор по физике и математике Евгений Ливянт.

«В России и Польше давно известны сроки вступительной кампании, известно, как будут проходить экзамены, известны минимальные проходные баллы на испытаниях. У нас же объявляется об условиях ЦТ в последний момент, будто вступительная кампания имеет отношение к военной тайне. Минобразования выглядит как самое закрытое ведомство в нашей стране», — сказал Ливянт.

У него создается впечатление, что министр образования «боится озвучить свою позицию».

Эксперт также обратил внимание на то, что изменения в структуре ЦТ происходят без каких-либо объяснений для педагогов и будущих абитуриентов.

Например, в последние годы на ЦТ по математике и физике было 30 задач — 18 заданий в части А и 12 задача в части Б. «И вдруг теперь на первом и втором этапе репетиционного тестирования в части А оказалось 20 задач, а в более сложной Б осталось 12. Возможно, это правильно, но почему бы не объяснить людям, зачем это сделано», — задается вопросом Ливянт.

Он уверен, что проблема кризиса образования — одна из самых злободневных в Беларуси, однако ни во властных кабинетах, ни в обществе в целом нет понимания ее значимости.