Экономические итоги пятилетки: успехи и провалы

ВВП не растет, как планировало государство, и повышение зарплат в таких условиях маловероятно.

Экономические власти готовят программу развития страны на новую пятилетку и уже стали подводить итоги уходящей. Ее результаты противоречивые, неоднозначные. В стране выросли доходы граждан, но при этом не созданы условия для их повышения в будущем.

 

Цифры (не) радуют

На прошлой неделе результаты работы экономики в 2019 году подводились на заседании правительства. Главный вывод — доходы населения выросли, а вот с экономическим ростом дела обстоят не так, как хотелось бы. Напомним, ВВП по итогам прошлого года вырос на 1,2%, хотя официальный прогноз предполагал его увеличение на 4%.

Это означает, что официальный план в очередной раз выполнен не будет, и можно начинать подводить итоги (с учетом ожидаемых результатов 2020-го) за всю уходящую пятилетку.

Справедливости ради стоит отметить, что результаты довольно разные, неоднозначные, противоречивые, но общая картина в целом вырисовывается.

Главной задачей в официальных документах всегда фигурирует рост валового внутреннего продукта. Ожидалось, что за пятилетку ВВП вырастет минимум на 12,1%, однако по факту темпы экономического роста оказались гораздо ниже.

Экономические власти сейчас прогнозируют, что рост ВВП по итогам 2020 года составит 1,9%. Соответственно, предполагают власти, в этом случае экономический рост за пятилетку составит 6%, то есть вдвое ниже того показателя, который заложен в программу социально-экономического развития на 2016-2020 годы.

Хороший результат уходящей пятилетки выражается в том, что доходы населения выросли. Точнее сказать, вернулись к тому уровню (в долларовом выражении), на котором находились в конце 2014 года до валютного кризиса. За 2016-2020 годы, как ожидают экономические власти, реальные располагаемые доходы граждан вырастут на 12,5% (к слову, программа на пятилетку предполагала, что рост составит 11,6%).

Немаловажный результат — улучшение ситуации в платежном балансе. Если в прошлой пятилетке дефицит счета текущих операций платежного баланса измерялся в двузначных числах (что провоцировало девальвационные процессы), то сейчас счет текущих операций практически сбалансирован.

Положительные итоги можно увидеть и в росте золотовалютных резервов, которые увеличились за последние пять лет примерно вдвое, и в снижении инфляции опять-таки с двузначных величин до 4,7% в прошлом году.

Немаловажный результат для населения и предприятий — снижение процентных ставок. Ставка рефинансирования бьет исторические минимумы и с 19 февраля опустится до 8,75% — на таком низком уровне учетная ставка ранее никогда не была. Как следствие, ставки на кредитные ресурсы также опустились до минимальных значений.

 

Успехи и разочарования

Как же можно охарактеризовать результаты уходящей пятилетки?

«С точки зрения Нацбанка пятилетку можно считать успешной. Мы совместно с правительством достигли запланированных целей», — отметил заместитель начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Андрей Категов 14 февраля в Минске на встрече с журналистами, организованной Исследовательским центром ИПМ.

По его словам, Нацбанку в координации с правительством удалось реализовать ряд мер, которые позволили обеспечить финансовую стабильность в стране.

«Переход на новый режим (монетарное таргетирование) в 2015 году позволил замедлить инфляцию до исторического минимума. Экономический блок слаженно работал для достижения этой цели. Макроэкономическая стабильность стала одним из важнейших приоритетов для страны», — сказал Категов.

Разочаровал многих тот факт, что на фоне финансовой стабильности в стране сохранились низкие темпы экономические роста. Шестипроцентный прирост ВВП за пятилетку, который прогнозируют экономические власти по итогам 2016-2020 годов, вряд ли можно назвать удовлетворительным результатом.

«Если говорить не о стабильности, а о росте, то пятилетку со среднегодовыми темпами роста ВВП ниже двух процентов вряд можно назвать успешной. У нас темпы экономического роста оказались ниже, чем в странах еврозоны, к уровню которых мы должны подтягиваться», — отметил в комментарии для БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Позитив, добавил он, заключается в том, что экономический рост был естественным, а не искусственным, как ранее, и не финансировался за счет финансовых вливаний в экономику.

«Рост оказался низким, поскольку не была решена задача повышения эффективности сектора госпредприятий», — подчеркнул Чубрик.

По его мнению, заметное повышения зарплат в минувшей пятилетке удалось обеспечить за счет резервов предприятий, и в будущем без решения структурных проблем такой рост поддерживать будет невозможно.

«Зарплата в последние годы росла быстрее производительности труда, так как компании стали конкурировать друг другом (в том числе регионы со столицей) за рабочую силу, которая в соседней России оплачивается лучше», — предполагает Чубрик.

Замедление темпов роста зарплат в 2019-2020 годах указывает на то, что возможности предприятий повышать зарплаты быстрее производительности труда заканчиваются.

«Еще пять лет это продолжаться не может. Поэтому ставку нужно делать на повышение эффективности госсектора. При этом абстрактные формулировки типа “раскрепощение деловой инициативы”, “создание высокопроизводительных мест” необходимо заменить на конкретные меры. В противном случае официальные цели по темпам экономического роста снова не сойдутся с фактом», — резюмировал Чубрик.