В помощь бизнесу. Пять электронных сервисов и услуг, о которых вы могли не знать

Буквально каждый месяц государство предлагают белорусскому бизнесу новые электронные услуги на платной или бесплатной основе.

Белорусскому бизнесу предлагают все новые электронные услуги на платной или бесплатной основе. Фото: pixabay.com

 

Название е-услуги: оценка делового имиджа контрагента.

Кто оказывает: Национальный центр электронных услуг.

Детали. По прейскуранту эта услуга называется «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации контрагентов» (код — 3.36.01).

Услугу могут заказать юридические лица и индивидуальные предприниматели по доступу с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Им предоставят обобщенную информацию о контрагентах, собранную из госресурсов. Все эти ресурсы интегрированы с Общегосударственной автоматизированной информационной системой (ОАИС).

С 1 января 2020 года сведения о контрагентах и их деловой репутации, которые компания или ИП может получить в рамках этой услуги, расширены.

Теперь в перечень входят сведения о:

- субъекте хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- нахождении субъекта хозяйствования в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц);

- наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом;

- включении субъекта хозяйствования в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

– делах об экономической несостоятельности (банкротстве);

– рассмотрении заявлений в порядке приказного производства;

– включении субъектов хозяйствования в План выборочных проверок, формируемый Комитетом госконтроля;

Кроме того, в перечень сведений включена информация о контрагентах из Торгового реестра Беларуси и Реестра банковских гарантий.

Цена услуги. Услуга «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации контрагентов» — единовременная. Ее цена согласно тарифам на электронные услуги ОАИС составляет 0,35 рубля (без НДС).

 

Название е-услуги: заполнение формы ПУ-3.

Кто оказывает: Фонд социальной защиты населения.

Детали. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и самозанятые лица, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы, со 2 марта 2020 года могут работать с электронной формой ПУ-3 на портале ФСЗН.

Теперь у них появилась возможность автоматически формировать индивидуальные сведения и отправлять их сотрудникам ФСЗН через «Личный кабинет плательщика».

Вся информация о том, как сделать это правильно, детально изложена в пункте 5.5.3 документа под названием «Руководство пользователя кабинета плательщика».

Напомним, что всем названным выше лицам нужно подать форму ПУ-3 в органы ФСЗН не позднее 31 марта года, который следует за отчетным.

Эта форму можно представить в электронном формате (с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика) в ФСЗН по месту постановки на учет в качестве плательщика взносов.

Кроме того, ПУ-3 можно подать в виде электронного документа, заверенного ЭЦП, через сайт ФСЗН.

Цена услуги. Бесплатно для тех, кто уже имеет личный кабинет на сайте ФСЗН.

 

Название е-услуги: подача сведений об участии плательщика в иностранной организации.

Кто оказывает: Министерство по налогам и сборам.

Детали. В конце февраля этого года МНС сообщило, что с декабря 2019 года создан функционал, который позволяет плательщикам информировать налоговые органы в электронной форме об участии в иностранной организации.

Сделать это можно через «Личный кабинет плательщика» на сайте министерства, для чего плательщику понадобится установить соответствующее программное обеспечение.

Как отмечает МНС, эти сведения нужно предоставить в течение 10 рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником иностранной организации.

Если этого не сделать, то участника иностранной организации могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 статьи 13.8 КоАП и оштрафовать на сумму от 54 до 540 рублей.

Сведения нужно подавать по форме, которая утверждена постановлением МНС № 14 от 26 апреля 2013 года (приложение 30-1).

Цена услуги. Бесплатно для тех, кто уже имеет кабинет плательщика на сайте МНС.

 

Название е-услуги: проверка компании через реестр участников внешнеэкономической деятельности.

Кто оказывает: Государственный таможенный комитет.

Детали. В электронном реестре участников ВЭД учтены все субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы в Реестре налогоплательщиков и иных обязанных лиц МНС.

Эти организации, уточняет ГТК, оформили декларации на товары следующих типов (без учета товарной части): экспортная; импортная; декларация-обязательство; отчет о товарах, поступивших в магазин беспошлинной торговли; свободная зона (1998−2007).

Реестр регулярно обновляется — сейчас он включает сведения, актуальные по состоянию на 27 февраля 2020 года.

Поиск компании можно вести по учетному номеру плательщика или ее полному наименованию из Реестра налогоплательщиков и иных обязанных лиц МНС.

Цена услуги. Бесплатно.

 

Название е-услуги: защита электронной почты.

Кто оказывает: Национальный центр электронных услуг.

Детали. Любое юридическое лицо, а не только госорганизация, может стать участником автоматизированной системы государственной защищенной электронной почты ДСП — так называемой АС ГЗЭП.

АС ГЗЭП предназначена для «организации защищенного обмена электронными документами ограниченного распространения посредством электронной почты среди ограниченного круга потребителей».

Защищенный обмен электронными документами обеспечивается благодаря тому, что отправитель подписывает почту своей ЭЦП. Перед отправкой почты на сервер АС ГЗЭП она шифруется. Когда пользователь получает эту почту с сервера, ему опять понадобится ЭЦП — сама почта расшифровывается с помощью средств криптографической защиты информации.

С 1 марта 2020 года в эксплуатацию введена модернизированная АС ГЗЭП. Система была оптимизирована, а тарифы на услуги — снижены.

Всю инофрмацию об услугах электронной почты ДСП можно получить на сайте НЦЭУ. Предварительно можно ознакомиться с порядком оказания услуг АС ГЗЭП и регламентом информационного взаимодействия пользователей системы.

Цена услуги. Подключение к АС ГЗЭП одной учетной записи стоит 150 рублей, а добавление одного пользователя сверх нормы — 17,5 рубля.

Это разовые услуги. Еще есть ежемесячные — «обычное» сопровождение системы (85 рублей за одну учетную запись) и ее сопровождение с использованием средств шифрования (92,5 рубля за одну учетную запись).

Все цены приведены без учета НДС.

 

Помимо электронных платных услуг, сегодня в интернете белорусский бизнес может получить от государства бесплатно большой объем важных сведений, которые ему нужны для работы как внутри страны, так и зарубежом.

В частности, МНС бесплатно дает сведения об организациях и ИП, у которые есть задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на первое число месяца, следующего за отчетным. Или, к примеру, через свою страницу «Сведения о бизнес-партнере» позволяет ознакомиться со списками неблагонадежных налогоплательщиков в Казахстане.

Большой объем информации бизнесменам предоставляет в том числе Государственный таможенный комитет. На сайте ГТК создан специальный раздел «Участникам ВЭД». А Мингорисполком, к примеру, регулярно обновляет перечень недобросовестных арендаторов, которые имеют задолженность по платежам за арендуемые гособъекты недвижимости.

Беда лишь в том, что эти и другие сведения, необходимые нашему бизнесу, государство не систематизировало и не аккумулировало на одном специальном сайте. А ее поиск на сайтах государственных органов и ведомств зачастую затруднен или ограничен.

В то же время вся информация о самих белорусских компаниях и индивидуальных предпринимателях давно стеклась в одну общую госбазу и доступна буквально всем госорганам в один клик.