Экономическим планам правительства предстоит проверка на прочность

Качественно прогнозировать бюджет на перспективу при низкой инфляции можно. Но что делать с непредсказуемыми ценами на нефть?

Заглянуть в будущее — знакомое каждому человеку желание. Узнать о том, что ждет в предстоящие годы и насколько они будут трудными, можно судить не только по новогоднему обращению главы государства. Те, кого интересует финансовая сторона вопроса, с недавних пор могут заглянуть в планы правительства по республиканскому бюджету на среднесрочную перспективу.

Высокая инфляция на протяжении долгого времени делала нецелесообразным планирование бюджета на несколько лет вперед. Однако по мере того как снижалась инфляция, появилась возможность для более-менее адекватного прогнозирования бюджета на среднесрочную перспективу.

С 2017 года планы правительства по формированию бюджета и влияющих на него условий ежегодно публикуются с горизонтом планирования в три года. Таким образом, к настоящему моменту можно не только заглянуть в прогноз бюджета на 2022 год, но и оценить качество среднесрочного прогнозирования бюджета правительством за прошедшие годы.

В основе планов правительства по формированию бюджета на среднесрочную перспективу лежит планирование его ключевых параметров — доходов и расходов, а также прогнозы по ключевым параметрам экономической конъюнктуры: инфляции, курса доллара, цен на нефть, а с недавних пор еще и прогноза курса российского рубля.

Если проанализировать, насколько реалистичными оказывались оценки правительства, то можно увидеть, что значительной изменчивостью отличались прогнозы в отношении цен на нефть.

Это вполне объяснимо — за 2017-2019 годы цена черного золота существенно колебалась. Мы не имеем рычагов влияния на данный показатель и являемся получателями цены, которая формируется на мировом рынке. Однако зависимость белорусской экономики от нефтяных цен значительна, поскольку, во-первых, страна импортирует значительные объемы нефти для внутреннего потребления, а во-вторых, доходы нефтеперерабатывающего сектора составляют значительную часть экспортных поступлений в бюджет.

среднегодовая цена на нефть марки Urals, доллар США

2017

2018

2019

2020

2021

2022

фактическая

53

70

64

 

 

 

прогноз 2019 года

 

 

 

60

60

60

прогноз 2018 года

 

 

60

55

50

 

прогноз 2017 года

 

43

43

43

 

 

прогноз 2016 года

35

42

50

 

 

 

Если в отношении нефти прогнозы правительства постоянно менялись вслед за мировой конъюнктурой, то в отношении динамики инфляции в правительстве чаще оказывались правы — она действительно снижалась. Причем это снижение даже превосходило ожидания чиновников.

Прогнозы динамики валового внутреннего продукта и курса доллара чаще существенно расходились с фактом, однако точность среднесрочного планирования здесь ежегодно возрастала.

Ключевой особенностью трехлетнего бюджета на период до 2022 годы является его бездефицитность в 2021 и 2022 годах. Достигнуть этого предполагают за счет снижения расходной части в 2021 году и хоть небольшого, но роста доходной части.

Другой главный посыл трехлетнего бюджета — скромный рост экономики и, как следствие, поступлений в его доходную часть. В условиях роста экономик соседних стран более высокими темпами, наше отставание от них будет увеличиться, обостряя и без того наболевшие проблемы оттока кадров, конкурентоспособности и экспорта.

Главное достижение макроэкономики — низкие темпы инфляции — в обозримом будущем планируется сохранить.

Рост цен не должен превышать 4% к 2022 году. Курс доллара тоже планируется без значительных колебаний. Завершить текущий год планируется на отметке 2,28 рубля за доллар, 2021 год — 2,35 рубля и в конце 2022 года курс должен составить 2,39 рубля за доллар.

Относительно ставки рефинансирования правительство оставляет себе коридор, который, с одной стороны, очерчивает горизонты снижения значения ставки до 8,5%, но в то же время показывает возможность ее повышения до 10%.

Очевидной слабой стороной трехлетнего бюджета является прогноз по стабильной цене на нефть на уровне 60 долларов до 2022 года. Неоднозначная ситуация в переговорах с Россией и в целом неустойчивость ценовой конъюнктуры сырьевых рынков могут существенно изменить цену черного золота для отечественного рынка и, как следствие, вызвать необходимость существенных корректировок бюджетных планов правительства.

Политика в отношении долгового бремени также нашла свое отражение в среднесрочных планах. Долговая нагрузка в обозримом будущем останется головной болью Министерства финансов.

Показатель лимита государственного долга планируется незначительно снижать — по проценту ежегодно. Снижение потолка госдолга до 38% к 2022 году, тем не менее, оставляет возможности правительству по увеличению объема заимствований, поскольку в настоящий момент государственный долг составляет 43 721,8 млн рублей, или 33,3% ВВП.

В доходной части бюджетов важным донором остается столица. Объем средств, передаваемых из бюджета Минска в республиканский бюджет, составит только в 2020 году 857,6 млн рублей и будет прирастать по 7% ежегодно. Средства, перечисляемые в республиканский бюджет, составят около 15% от всех расходов столицы.

Обратная картина складывается с областными бюджетами, которые будут получать дотации для финансирования общегосударственной деятельности. Однако объем дотаций будет существенно снижаться — в среднем на 15% к 2022 году. Наибольший объем дотаций получит Гомельская область, меньше всего Минская.

Бездефицитности республиканского бюджета планируется достичь за счет существенной корректировки расходов.

В первую очередь планируется сократить расходы на национальную экономику. Кроме того, на треть планируется сокращение расходов на сферу ЖКХ — с 502,9 млн рублей в 2020 году до 300,1 млн рублей в 2022 году.

Расходы на образование, здравоохранение и социальную политику по-прежнему будут важной составляющей бюджета. Их объем будет увеличиваться вслед за уровнем инфляции. Аналогичным образом планируется увеличить в ближайшие годы расходы на национальную оборону, судебную власть и правоохранительную деятельность. 

Принцип расходования значительной части бюджетных средств через реализацию государственных программ сохранится. На их реализацию в 2020 году будет направлено почти 8 млрд рублей.

Особенность текущего года в том, что он завершает пятилетний цикл реализации большинства государственных программ и, следовательно, по итогам года можно будет судить об эффективности программ в целом. Дальнейшие планы по государственным программам будут формироваться в течение года и тем самым повлекут за собой корректировки планов по республиканскому бюджету 2021 и 2022 года.

Совмещение электорального цикла и цикла формирования государственных программ на пятилетнюю перспективу не случайно, т.к. они тесно взаимосвязаны.

Наличие среднесрочной программы республиканского бюджета само по себе является важным элементом финансовой системы Беларуси. Здесь и укрепление доверия к планам правительства, и понимание направлений работы финансовой системы страны.

Повышение точности прогнозов по республиканскому бюджету, чему сейчас способствует низкая инфляция, будет способствовать повышению качества планирования бизнеса в стране в целом и работать на потепление инвестиционного климата.

Ответственная работа в рамках среднесрочного бюджетирования позволит добиться более тонкого регулирования экономики за счет управления ожиданиями бизнеса и населения. Единственный путь добиться этого — четко следовать своим планам. Поэтому текущий год со всеми его сложностями и неопределенностями станет важным испытанием планов правительства на прочность.

 

 

«Кошт урада» специально для Naviny.by