Белорусская Вильня. Прогулка по кладбищу Расу
Именно на этом кладбище перезахоронены останки Кастуся Калиновского и его соратников. 22 марта — годовщина их казни.
В Вильнюсе очень много мест, связанных с нашей историей, с выдающимися деятелями белорусской культуры. Гиды литовской столицы даже разработали специальный маршрут «Вильня белорусская».

На кладбище Расу с прошлого года появилось еще одно место притяжения для белорусов — центральная часовня, в которой захоронены останки участников восстания 1863−1864 годов под руководством Кастуся Калиновского.
Повешение вместо расстрела
Как шляхтича Кастуся Калиновского после подавления восстания приговорили к смертной казни через расстрел, однако по личному ходатайству виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева расстрел был заменен публичным повешением.
Калиновского казнили 10 марта (22 марта по новому стилю) 1864 года на Лукишской площади в Вильнюсе. Теперь на этом месте установлен деревянный крест, а рядом указатель с надписью на четырех языках: «На гэтым месцы былі пакараныя смерцю ўдзельнікі паўстання 1863−1864 гадоў і яго кіраўнікі Зыгмунт Серакоўскі і Кастусь Каліноўскі».
Место захоронения повстанцев власти засекретили. Однако жители Вильни знали, что тела казненных спрятаны на горе Гедимина, где в то время размещалась российская военная часть.
В 2017 году во время работ по укреплению горы, которая разрушалась из-за оползня, были обнаружены останки людей в безымянных могилах. Проведенные исследования не оставили сомнений: через 153 года найдено место захоронения повстанцев.
«Сыновья белорусской земли»
Торжественная церемония перезахоронения останков повстанцев прошла 22 ноября прошлого года в Вильнюсе. Теперь они покоятся в центральной часовне на самом старом кладбище Вильнюса — Расу.
На церемонию прощания с повстанцами приехало несколько тысяч белорусов. Такого количества бел-чырвона-белых флагов, как в ноябре прошлого года в Вильнюсе, мы давно не видели.
Была и официальная делегация от нашей страны, которую возглавлял заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко. В своей речи на церемонии прощания с повстанцами он сказал: «Большинство людей, которым мы сегодня отдаем дань памяти, — сыновья белорусской земли, связанные с ней общей судьбой. Для белорусов это не только воспоминания о прошлом, но и возможность оказать должный почет нашим предкам».
В день прощания с повстанцами в часовне были венки от официальной белорусской делегации с красно-зеленой лентой и «от народа» с БЧБ-лентой.
Здесь покоятся…
А что сейчас? Приходят ли наши соотечественники на Расу, чтобы поклониться людям, сражавшимся за независимость.
Первый раз на Расу приехали в декабре прошлого года. На дверях часовни было объявление о том, что она закрыта по техническим причинам. Люди оставляли цветы и свечи возле двери. По ленточкам можно определить, что это были белорусы и поляки.

В последний день февраля удалось посетить часовню. Десять утра, но мы уже не первые белорусы на Расу. Небольшая компания молодых людей спорила о том, в какой части кладбища искать могилу братьев Ивана и Антона Луцкевичей.
А мы открыли тяжелую дверь часовни. Вслед за нами неслышно вошла смотрительница.




За условным ограждением на официальной территории часовни было два венка с литовскими лентами и три — с польскими. В венках — живые цветы. Очевидно, что кто-то заботится о том, чтобы своевременно их менять.
Отсутствие белорусского венка как-то режет глаз, ведь Кастусь Калиновский — национальный герой Беларуси, Литвы и Польши. Не только общественность, но и МИД Беларуси выступали за то, чтобы имена Калиновского и его соратников при перезахоронении были написаны и на белорусском языке наряду с литовским и польским.


Что касается частных визитеров в часовню, то у встреченных нами людей не было ни цветов, ни свечей. В прошлый раз на Расу заметили двух визитеров с чемоданом и небольшую компанию с пакетами разных торговых сетей. Так что не «Акрополисом» единым…

Несколько лет назад Литва получила средства от Евросоюза, предназначенные на ремонт шести часовен и благоустройство некрополя, на котором более 300 захоронений включены в реестр культурных объектов.


В склепах центральной часовни покоятся несколько представителей магнатских фамилий и религиозные деятели.


Как рассказала смотрительница часовни, снаружи ее ремонтировать начали несколько лет назад. Внутренние работы еще продолжаются.

Кладбище Расу посещают сотни туристов из разных стран, но, пожалуй, приоритет за белорусами и поляками.
Здесь покоятся литераторы Владислав Сырокомля, Ядвигин Ш., Владислав Павлюковский, Казимир Сваяк, братья Луцкевичи, граф Евстафий Тышкевич — известный археолог. И это далеко не полный белорусский список.


Для поляков Расу — место паломничества, ведь здесь похоронена мать Юзефа Пилсудского и его сердце. Так же на Расу большой участок занимают захоронения польских солдат.


На Расу покоятся известные люди Литвы. Йонас Басанавичюс — патриарх литовского национального возрождения — похоронен рядом с центральной часовней.
16 февраля, когда отмечается День восстановления Литовского государства, президент Литвы возлагает венки на надгробия выдающихся соотечественников. И в часовне, где нашли вечный покой останки повстанцев, был свежий венок от Гитанаса Науседы.



Когда закончится пандемия коронавируса и откроются границы, белорусы снова поедут в Вильнюс... Кто захочет поклониться Калиновскому и его соратникам, на Расу может дойти пешком от Острой Брамы либо доехать автобусом № 31 от железнодорожного вокзала.

Центральная часовня открыта все дни, кроме воскресенья: в будни — с 08:00 до 16:00, в субботу — с 08:00 до 15:00.