Как власти (не) отреагируют на кризис?

Реакция государства на кризис оказалась совсем не такой, как ожидал бизнес.

Компании, которые занимаются услугами и продажей непродовольственных товаров, столкнулись с резким падением выручки. Бизнес в условиях кризиса просил у государства масштабную поддержку. Но власти дают понять, что в казне на нее денег нет.

Фото из архива пресс-службы президента

 

Кризис новый, а методы старые

Бизнес-союзы сигнализируют государству о том, что возможности коммерческих организаций удерживать занятость на исходе. В условиях пандемии выручка у многих предпринимателей резко просела, а налоги платить надо, обязательные взносы в ФСЗН тоже никуда тоже не делись.

Поэтому представители делового сообщества начинают говорить о скором банкротстве (или сворачивании) многих бизнесов.

«Мы идем к тому, что ряд магазинов, особенно это касается небольших сетей и индивидуальных предпринимателей, будет закрываться», — считает управляющий директор, партнер консалтинговой компании Colliers International Денис Четвериков, который хорошо знаком с ситуацией в торговых центрах.

Руководители бизнес-союзов говорят о том, что пока предприниматели в большинстве своем не принимали радикальных решений и не увольняли людей и пока надеются в каком-то виде получить поддержку со стороны государства.

«Не только бизнес, но и государство должно быть заинтересовано в сохранении занятости. Все ждут, какие именно решения по поддержке предпринимателей примет правительство, насколько они будут масштабными, и с учетом этого бизнес станет принимать решения по вопросам занятости», — заявил на этой неделе журналистам председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец, отвечая на вопросы БелаПАН.

Между тем, пока вместо мер поддержки бизнес получил от государства решения, которые еще больше осложняют деятельность субъектов хозяйствования.

Пресловутое постановление № 184 ввело тотальный ценовой контроль, а сейчас на столе госорганов находится еще один «подарок» бизнесу — проект президентского указа, которым реанимируются внеплановые проверки, а контролеры получат полномочия закрывать магазины на срок до 90 дней, например, когда выявят факты нарушения законодательства о ценовом регулировании.

Стоит отметить, что это старые методы управления бизнесом. Они в Беларуси уже применялись. На заре финансового (валютного) кризиса в декабре 2014 года власти приняли указ, который предоставлял право Минторгу закрывать магазины на срок до 90 дней. Тогда же, в декабре 2014 года, правительство принимало постановление о тотальном контроле за ценами.

Таким образом, сейчас речь идет о тех же административных инструментах управления потребительским рынком. Так что кризис новый, а методы реагирования на него старые.

Кстати, проект пакета мер Совмина «по обеспечению стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в мире», с которым ознакомился БелаПАН, предусматривает ужесточение ценового регулирования.

При этом проект комплекса правительственных мер предполагает и шаги по поддержке реального сектора экономики. В частности, планируется принятие к 1 мая президентского указа, который разрешит перенос сроков уплаты некоторых (не ключевых) налогов для предприятий наиболее пострадавших отраслей. Также планируется введение арендных каникул для компаний, которые арендуют у государства помещения и из-за кризиса оказались в сложной ситуации.

 

На казну рассчитывать не стоит?

Стоит отметить, что бизнес просил большего, а именно — отсрочек по уплате взносов в Фонд социальной защиты населения, а также по уплате налога на добавленную стоимость плюс доступ к льготному финансированию.

Официальные ответы указывают на то, что на масштабную господдержку бизнесу рассчитывать не стоит. Почему? В казне нет на эти цели денег.

«Поскольку применение мер прямой финансовой поддержки организаций, как это делается в большинстве стран, не представляется возможным по причине ограниченности бюджетных ресурсов, комплекс мер содержит прежде всего меры косвенной поддержки предприятий», — говорится в письме министра экономики Александра Червякова, которое поступило в Республиканскую конфедерацию предпринимательства.

По этой причине правительство в «комплексе мер по обеспечению стабильной работы экономики» предусмотрело лишь послабления по уплате тех платежей, которые не имеют критического значения для казны (а именно — земельного налога, налога на недвижимость, налога при упрощенной системе налогообложения, налога на игорный бизнес).

«Ситуация в белорусских госфинансах из-за выпадения нефтяных доходов, а также уменьшения прочих доходов в связи с возникшим кризисом может быть довольно напряженной. В этой ситуации не стоит ожидать, что белорусское правительство окажет масштабную и повсеместную поддержку бизнесу», — отметила в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

В Беларуси, в отличие от ЕС, США и России, нет серьезных ресурсов, чтобы рассуждать о глобальной поддержке экономики, подчеркивают белорусские экономисты.

При этом перечень антикризисных решений, которые вынуждены будут принять белорусские власти, зависит от глубины кризиса, считают эксперты.

«Пока мы имеем представление о первом пакете антикризисных мер, которые планирует принять правительство. Белорусские власти, как и власти других стран, пока исходят из того, что в ближайшие несколько месяцев пик пандемии пройдет», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший аналитик «Альпари» Валерий Полховский.

По его мнению, если реализуется иной сценарий, и пандемия затянется надолго, то без внешней помощи белорусским властям не обойтись.

Кстати, в письме министра экономики, которое получило деловое сообщество, говорится, что правительство уже ведет консультации с западными кредиторами о привлечении более миллиарда долларов.

«Если пандемия затянется, то это будут не последние наши обращения к кредиторам в этом году. Для поддержки экономики и рефинансирования долгов придется обращаться в этом случае и к западным, и к восточным кредиторам», — считает Полховский.

По мнению экономистов, в случае затяжного кризиса государству придется заботиться о занятости не только в секторе государственных предприятий, но и частных.

«Государству придется думать обо всех, но с учетом возможностей. Это не тот случай, когда можно поддерживать госсектор и не думать о частном. Затяжной кризис чреват тем, что без работы окажутся работники сферы услуг, а там трудится очень много женщин. Риск увеличения безработицы весьма серьезный, и государству на эту проблему придется реагировать», — резюмировала Точицкая.