Анатолий Лебедько. ЕВРОДИАЛОГ. Школа: родительская забастовка и бессилие Минобра

Анатолий ЛЕБЕДЬКО

Анатолий ЛЕБЕДЬКО

Депутат Верховного Совета 12-го и 13-го созывов. Председатель Объединенной гражданской партии с 2000 по 2018 годы, директор Центра исследований и прогнозов развития «Европейский диалог», заместитель председателя Общественной Конституционной комиссии.

Похоже, мы являемся свидетелями второй волны общенациональной забастовки родителей. Первая накрыла страну в начале апреля, о чем я уже писал.

Ручейки информации, стекающиеся в социальные сети от родителей, учителей из разных регионов страны, позволяют утверждать, что до школ 20 апреля и в последующие дни дошло порядка 25-30% школьников.

Власти перестраховались и предпочли оставить окончательный выбор за родителями. Случилось это не из уважения к мнению граждан Беларуси, а в силу отсутствия действенных инструментов контроля и точечного воздействия на потенциальных участников тихой забастовки.

Репрессивная машина не рассчитана на такой массив людей. Ее пропускная способность ограничена. Власть уязвима, и ее можно побеждать. И это, несомненно, важный вывод, достойный фиксации в нашей памяти.

Из негативного. Усилия, время части родителей уходит на внутриусобную полемику между сторонниками карантина и теми, кто выступает за продолжение учебы в школах. Выпускники местных фабрик троллей в этой ситуации заняты сами понимаете чем.

Еще одно объяснение несвойственной для власти реакции — что эффективной альтернативы Красный дом так и не смог предложить.

А была ли она? Да. Это дистанционное обучение учащихся. К примеру, в соседней Литве это сделали безболезненно. (Подробнее — в «Актуальном разговоре» с участием литовского эксперта)

За 26 лет перманентной школьной «реформы» чиновники образования успешно освоили отжим денег у родителей на текущий ремонт школ, ковровое заполнение учащимися мест в ледовых дворцах, тимуровский сбор пластика, металла, макулатуры, но Минобразования и правительство оказались абсолютно бессильными перед вызовом по имени коронавирус.

Похоже коронавирус — это самый эффективный и беспристрастный ревизор последних десятилетий. Он элегантно посадил IT-страну в лужу (точнее — рекламное PR-агентство под названием Министерство информации и идеологическую вертикаль) и показал, что образование — это далеко не приоритет сегодняшней Беларуси. Это не локомотив развития, это вагон прошлого века на запасном пути. Да, его подкрашивают во время субботника и перед началом учебного года. Но не более того.

Инвестиции ушли на резиденции, ледовые дворцы, накачку мускулов силовых структур, на подкуп избирателя и на премиальные организаторам избирательного лохотрона, но не в бюджет системы образования, не в конкурс абитуриентов на место в педагогических университетах, не на повышение престижности профессии УЧИТЕЛЬ.

Надо быть реалистом и признать, что Минобр сегодня не в состоянии организовать дистанционное обучение школьников. Нет ни достаточной материально-технической базы, ни освоенных технологий, ни подготовленных кадров в масштабе всей страны.

Какая стратегия Минобра? По-моему, чиновничья вертикаль просто считает дни, оставшиеся до каникулярного дембеля. И пытается не попасть под очередной «псих» главного реформатора системы образования.

 

P.S. В этой ситуации можно только посочувствовать учителям. У них каждую неделю — новые вводные и «свистать всех наверх». То Лукашенко — похоже, прикола ради — отправляет их 1 мая на работу в пустые школы. То он же грозит жесточайше разобраться с теми, кто разрешает ученикам носить защитные маски и пользоваться антисептиками.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».