Перезагрузка. Понравится ли Минску новый американский посол?

Кандидатура Джули Фишер, судя по всему, представляется белорусским властям удачной.

Белорусским властям может импонировать «неполитический» бэкграунд Джули Фишер. С ее назначением отношения Беларуси с США способны сильно оживиться.

Джули Фишер — претендент на должность посла в Минске. Фото: anna-news.info

20 апреля Дональд Трамп номинировал Джули Фишер (Julie Fisher) на должность посла США в Беларуси. Сейчас Фишер занимает пост одного из семи заместителей помощника секретаря бюро по Европе и Евразии Государственного департамента США, то есть является чиновником достаточно высокого уровня.

Кандидатура Фишер направлена в Сенат для утверждения. Как правило, процедура занимает от нескольких месяцев до полугода, иногда растягивается и на более длительный срок.

 

Процесс нормализации запущен

Рассмотрение в Сенате не является формальностью, но кандидатуры отклоняются, как правило, в политически чувствительных направлениях или при номинировании политических выдвиженцев, компетентность которых сенаторы могут поставить под сомнение.

В этом же случае негативный исход крайне маловероятен. Кандидатура обсуждается давно (в СМИ информация циркулирует с начала февраля) и, очевидно, согласовывалась с белорусской стороной.

Таким образом, с назначением посла должна завершиться нормализация дипломатических отношений. Как известно, диппредставительства обеих стран работают в усеченном формате с 2008 года, кода белорусские власти выслали из Минска американского посла в ответ на введение США санкций в отношении ряда белорусских предприятий и должностных лиц.

Возвращение послов обсуждается уже несколько лет, но в практическую плоскость вопрос перешел в 2019 году: в январе министр иностранных дел Владимир Макей уведомил американскую сторону о снятии ограничений на число дипломатов, а в сентябре на встрече Александра Лукашенко с заместителем государственного секретаря США Дэвидом Хэйлом было объявлено о возобновлении полноценного политического представительства.

 

Фишер уже работала на постсоветском пространстве

Если судить по общему профессиональному профилю Фишер, ее назначение выглядит достаточно логичным и вписывается в общее состояние белорусско-американских отношений.

Большая международная часть карьеры Фишер связана с НАТО, Европой и европейской частью постсоветского пространства (работа в посольствах в Украине, России и Грузии), даже первое образование она получила в области исследований России и Восточной Европы. То есть, ее профессиональный опыт предполагает хорошее знание нашего региона.

Это не является чем-то исключительным, но и не правило. Например, Карен Стюарт (посол в Беларуси в 2006–2008 годах) провела большую часть международной карьеры в Азии. После Беларуси — посол в Лаосе и на Маршалловых островах. Майкл Козак (посол в 2000–2004 годах) до Беларуси всю свою карьеру провел в Латинской Америке, сейчас также занимается Западным полушарием. Больше с постсоветским регионом был связан Джордж Крол (2003–2006), но с уклоном в Центральную Азию, после Беларуси — посол в Узбекистане и Казахстане.

Интересно, что для всех послов США в Беларуси (с 1992 года) назначение в Минск было первым опытом управления дипломатическим представительством. Фишер здесь не исключение.

 

Белорусским властям хотелось бы поменьше политики

Существенным в назначении Фишер является ее преимущественно административный профессиональный опыт, не связанный непосредственно с политическими вопросами, публичной деятельностью, правами человека, демократизацией. Это очевидно контрастирует с бэкграундом Крола и особенно Козака, которые имели отчетливый «политический» профиль.

Если исходить из официальной биографии, практически на всех должностях Фишер отвечала за менеджмент, техническую подготовку, человеческие ресурсы, коммуникацию и смежные области. Это важный позитивный момент для официального Минска, которому важно если не исключать, то минимизировать политическую роль американского посольства.

Кроме того, такие компетенции в целом хорошо вписываются в задачи, которые стоят перед двухсторонними отношениями. После долгой работы в усеченном формате посольство США в Минске будет нуждаться в реорганизации менеджмента, подборе нового персонала, а также завершении строительства и переезде в новое здание.

Также важным является возобновление двухсторонних программ и проектов, которые были свернуты или урезаны в результате сокращения персонала в 2008 году.

 

Есть простор для прогресса

Все перечисленное отвечает ожиданиям официального Минска. Беларусь крайне заинтересована в развитии экономических отношений, научно-технического сотрудничества, программах помощи, а также укрепления связей в вопросах безопасности.

Кроме того, опыт работы Фишер в НАТО может способствовать расширению сотрудничества с Североатлантическим альянсом, интерес к чему Беларусь декларировала последние годы.

Но при этом для белорусских властей важно минимизировать политические риски от полноценной деятельности американского посольства, а также вытеснить из повестки двухсторонних отношений вопросы прав человека и демократизации.

Если назначение состоится, то это может стать значительным импульсом в развитии формата, который сложился в двухсторонних отношениях после 2014 года — углубление экономического и научно-технического сотрудничества, расширение сотрудничества в области безопасности и укреплении суверенитета, расширение спектра программ и проектов, доступных для граждан, бизнеса и государственных организаций, развитие контактов на высшем уровне.

Нельзя исключать техническую или финансовую помощь США в преодолении последствий пандемии COVID-19. В конце марта США объявили о помощи Беларуси для борьбы с коронавирусом в размере 1,3 млн долларов, но сумма может значительно вырасти.

В апреле фонды помощи США на борьбу с эпидемией по всему миру были увеличены и, по всей видимости, будут дальше расти.

Вопросы прав человека и демократии Вашингтон не снимет с повестки дня, они останутся важными, но не будут находиться на первом плане.

Назначение Фишер выглядит логичным и соотносится с общим состоянием двухсторонних отношений. Исходя из задач, которые будут стоять перед посольством США в ближайшее время, Фишер можно считать по многим параметрам оптимальной кандидатурой.

 

 


Андрей Казакевич, директор Института политических исследований «Политическая сфера», доктор политических наук