Почему чиновники не хотят делиться полномочиями по распределению бюджетных денег

Жители конкретной территории наверняка лучше чиновников могут определить, на что стоит потратить бюджетные деньги. Но местные власти с таким мнением не согласны.

Сложившая в последние месяцы ситуация в стране продемонстрировала неспособность (или нежелание) властной вертикали к принятию решительных антикризисных мер. Ответственность за принятие самых важных решений они возложили на каждого жителя страны.

Выходить на работу, рискуя своим здоровьем и жизнью, или остаться дома без средств к существованию? Вести своих детей в школы на пике эпидемии или учить их самим? И, надо отдать должное, белорусы пока вполне успешно с этим справляются, разрушая тем самым умышленно сформированный властями стереотип о несамостоятельности нашего населения, которому постоянно необходима «сильная рука».

И если мы продемонстрировали готовность нести ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких, мы вполне можем справиться и с принятием адекватных, а главное — эффективных решений и в других сферах.

Например, по распределению бюджетных средств. Начать можно с малого — с местных бюджетов. В мировой практике есть для этого успешный инструмент: бюджеты гражданского участия. Он позволяет жителям определять приоритетные для себя направления распределения финансов в рамках конкретной территории.

О том, как этот процесс может быть организован у нас, эксперты SYMPA/BIPART и Фонда имени Льва Сапеги спросили у представителей органов государственного управления, самоуправления и организаций гражданского общества из разных по размеру населенных пунктов (от сельских до столицы) всех регионов Беларуси. Для этого в октябре 2019 были проведены двадцать глубинных интервью.

 

Денег нет, но вы держитесь!

Как и ожидали исследователи, наиболее проблемным для респондентов стал вопрос об источниках финансирования бюджетов гражданского участия. Единого мнения, из бюджетов какого уровня должны выделяться деньги, у респондентов не было, в особенности среди представителей местных властей.

Многие из них отмечали, что местные бюджеты являются дотационными. Своих средств, по словам ряда чиновников, не хватает даже на самое необходимое. Поэтому в рассматриваемой ситуации источники финансирования предлагалось искать где-то еще. Чаще речь шла о бюджетах вышестоящих административно-территориальных единиц. Представители сельсоветов предлагали искать деньги в районе, а районов — в области.

Кроме того, предлагалось ввести в практику софинансирование (полное или частичное) бюджетов гражданского участия за счет пожертвований местных жителей, спонсорской помощи местных предприятий, международной технической и благотворительной помощи.

Как показал опыт последних недель, белорусам по-прежнему не чужды идеи взаимопомощи и поддержки, когда люди добровольно жертвуют средства для решения острых проблем. Это может успешно сработать и в долгосрочной перспективе при соблюдении условий прозрачности и подотчетности.

 

Кто главнее — чиновники или граждане?

Все респонденты отмечали необходимость участия местных властей на всех стадиях реализации бюджетов гражданского участия: от продвижения самой идеи участия граждан в бюджетном процессе до реализации проектов, получивших финансирование.

Однако в ходе исследования были отмечены различия во взглядах на степень вовлеченности властей.

Представители гражданского общества настаивали на снижении влияния чиновников и местных депутатов на процесс отбора проектов и повышении роли местных жителей в этом процессе. В то время как респонденты из числа местных властей говорили об объективной необходимости своего широкого участия на всех этапах, рассматривая свою информированность о состоянии инфраструктуры населенных пунктов как знание о потребностях населения. При этом они высказывали скепсис относительно наличия необходимых компетенций у местных жителей, которых необходимо организовывать и направлять.

При оценке вовлеченности сторон в финальный отбор проектов, прошедших соответствующую экспертизу и допущенных к участию в конкурсе на получение финансирования из бюджетов гражданского участия, представители гражданского общества высказались в пользу голосования местных жителей. Такой вариант нашел поддержку и у респондентов из числа местных властей.

Также в качестве еще одного возможного пути решения данного вопроса они предлагали функцию финального отбора отдать коллегиальному органу, в состав которого войдут представители всех заинтересованных сторон.

Несмотря на то, что представители местных властей настаивали на своем широком участии в распределении финансов в ходе реализации бюджетов участия, ответственность за реализацию проектов они предлагали возложить в первую очередь на победителей конкурса. Однако такой подход негативно отразится на доверии жителей ко всему процессу. Ведь им тогда отведут исключительно роль технических исполнителей, но ограничат функцию принятия решений.

 

Существуют ли государственные деньги?

Чтобы сделать бюджеты гражданского участия инклюзивным институтом, необходимо полноценное участие общественности на всех этапах. А уже реализацией проекта, исходя из проанализированного нами международного опыта, должны заниматься в первую очередь местные власти — с привлечением инициаторов проекта, местных жителей и организаций гражданского общества.

В то же время все эти предложения не представляется возможным реализовать без соответствующей нормативной правовой базы, за разработку которой ратовали все наши респонденты. 

Однако пока в наших реалиях мы чаще слышим от представителей власти, что распоряжаться финансами имеют право только чиновники, так как не существует общественных денег, а есть деньги государственные.

Этим они демонстрируют либо свою, мягко говоря, неосведомленность в вопросах формирования государственных финансов, воспроизводя вложенную им же в голову высшим руководством идею, либо — умышленно вводят в заблуждение жителей страны относительно их права распоряжения бюджетными средствами.

В то время как жители Беларуси имеют самое непосредственное отношение к процессу формирования объемов этих «государственных денег», регулярно уплачивая многочисленные налоги в надежде на эффективное решение проблем в самых значимых сферах нашей жизни.

 

* Светлана Кулеш, координатор исследований SYMPA/BIPART