Почему в общественном транспорте не вводят обязательное ношение масок

Беларусь остается одной из немногих стран в Европе, где сегодня можно ездить в метро без маски.

В общественном транспорте Минска маску надевают далеко не все, и поездка в автобусе или метро может стать крайне опасной, если на вас там чихнет или кашлянет зараженный коронавирусом человек. Почему не введен масочный режим?

Фото instagram.com/belarus_top

В Беларуси с начала пандемии медики доносили идею, что маска нужна больным, а не здоровым. ВОЗ придерживался этой же точки зрения. Но сейчас эпидемия набрала обороты, поэтому медики говорят, что в общественных местах маску надо надевать всем, потому что каждый из нас может быть потенциально инфицирован. Ведь коронавирус распространяется не только среди контактных, а в целом в популяции.

Так что маска сегодня — не просто способ самозащиты, но и знак того, что вы заботитесь об окружающих вас людях.

В Европе почти не осталось стран, где можно ходить без маски в общественных местах, тем более ездить без нее в общественном транспорте. В Минске в транспорте значительная часть пассажиров маски не надевает.

 

«Мы не имеем права обязывать носить маски»

На вопрос, планируется ли в Беларуси ввести обязательное ношение масок в общественном транспорте, в Минздраве корреспонденту Naviny.by не ответили.

Решение о введении масочного режима в общественном транспорте не входит в компетенцию предприятия «Минсктранск», отметила в комментарии для Naviny.by заместитель генерального директора предприятия Ирина Дановская.

«Мы не имеем права давать указания пассажирам на этот счет и обязывать их носить маски, это решение принимает Городской центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Другое дело, если бы был введен масочный режим на уровне республики. Сегодня каждый решение принимает сам. Если я хочу себя более-менее обезопасить, я надену маску и поеду», — сказала специалист.

Решение об обязательном ношении масок должны принимать органы госуправления, отметил заместитель директора по эксплуатации Минского метрополитена Вадим Полищук.

«Мы не можем принять решение об обязательном ношении масок. Есть много людей среди пассажиров, которые теперь не хотят надевать маски, и в случае введения масочного режима будет много жалоб от тех, кто против их ношения. Метрополитен не может принуждать людей надевать маски или не пускать без них в метро», — сказал Полищук, отвечая на вопросы Naviny.by.

По словам специалиста, даже использование тепловизора на станции «Площадь Ленина» вызывает недовольство у некоторых пассажиров:

«Есть жалобы, просьбы убрать тепловизор. Люди считают, что их снимают на камеру, говорят, что измерение температуры вредит здоровью. Хотя это камера только лишь показывает превышение температуры тела. Мы не планируем убирать этот тепловизор, наоборот, скоро установим еще один — предположительно, на Октябрьской», где большой пассажиропоток и расположение турникетов позволяет это сделать. Окончательное решение о месте еще не принято».

А если тепловизор покажет, что у пассажира повышенная температура?

«Сейчас если у человека повышенная температура, предлагаем измерять температуру бесконтактным термометром. Далее выдаем памятку с рекомендациями поведения в случае повышения температуры. Полномочий задержать пассажира у нашей службы безопасности нет», — рассказал Вадим Полищук.

 

Как обрабатывают транспорт

В метро обрабатываются с дезинфицирующим раствором и станции, и вагоны поездов. Состав дезинфицируется каждый раз, когда заходит в депо — поверхности обрызгиваются дезсредством и протираются.

«При входе и выходе из метро у пассажиров есть возможность обработать руки с помощью дозатора — они установлены на каждой станции, всего их 51. Мы выполняем предписания санитарных служб», — подчеркнул Вадим Полищук.

Фото minsknews.by

Наземный транспорт также регулярно обрабатывается. Как рассказала Ирина Дановская, это происходит на диспетчерских станциях во время отстоя, а также после работы в парках. Получается, каждый салон обрабатывается минимум три раза в сутки — дважды на диспетчерских станциях (с 09:00 до 13:00 и с 18:00 до 21:00) и один раз в парке (с двух ночи до пяти утра).

Как отметила Дановская, обращения пассажиров к «Минсктрансу» по теме эпидемиологической безопасности единичны: «В отдельных случаях предлагают информировать пассажиров о необходимости принимать меры в связи с эпидрежимом. У нас в каждой единице подвижного состава имеются листовки с соответствующей информацией, потому что пассажирам мешает звуковая реклама».

Случаи заболевания среди водителей пассажирского транспорта и обслуживающего персонала есть, но «они единичные, массовой заболеваемости коронавирусом нет», сказала Ирина Дановская.

Контролеры уже давно работают в масках и перчатках, случаев заражения среди них не было, сказал директор филиала «Агентство Минсктранс» Сергей Ласицкий.

Как отмечает ведомственная газета «Транспортник столицы», ремонтно-механический завод поставил на поток выпуск масок и поставляет в филиалы «Минсктранса» тысячи защитных многоразовых масок ежедневно с начала апреля. Для этого закупили пять тысяч метров ткани на Барановичском хлопчатобумажном комбинате. В смену каждая из 14 швей выдает по 350–400 масок.

 

Расходы увеличились, доходы уменьшились

На то, чтобы выполнить предписания санслужбы по обеспечению сотрудников средствами защиты, а также увеличить кратность обработки вагонов метро и салонов наземного транспорта, ушло немало средств. Сумму транспортники отказываются называть.

Вадим Полищук говорит, что доходы метрополитена упали, ведь пассажиропоток в апреле уменьшился почти в два раза по сравнению с февралем: «Многие люди ушли на удаленную работу, пересели на машины. Пассажиров меньше и метро, и в наземном транспорте».

Сергей Ласицкий подтверждает тенденцию — выручка филиала, то есть объем реализованной билетной продукции, уменьшилась почти на 40% в апреле по сравнению с мартом. Примерно на столько же упал доход в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.