Бизнес в кризис. Как ресторатор придумала новые рецепты успеха

«Правила в кризис для любого бизнеса одинаковы — всегда готовьте финансовую подушку и не уходите "в ноль", надеясь на будущую выручку. А в команду берите только тех людей, которые горят идеей», — говорит минская ресторатор Ольга Мазур.

Ольга в ресторанном бизнесе уже 15 лет. За это время она, владелица трех заведений, повидала многое.

Самым сложным выдался финансовый кризис 2009 года, когда из-за девальвации национальной валюты курс доллара вырос сразу на 20%. И поскольку аренда была привязана к доллару, бизнес Ольги сразу потерял 50% выручки. Но предпринимательница не стала поднимать цены на блюда из меню — ведь и зарплаты у ее клиентов обвалились вместе с курсом рубля.

Тот кризис — давняя история, хотя и весьма поучительная. С той поры были и перемены к лучшему. По словам Ольги Мазур, в «новейшей» истории белорусского ресторанного бизнеса был и благоприятный период.

Около пяти лет назад в сфере национального общепита стали воплощаться новые яркие идеи, по всей стране начали открываться концептуальные, атмосферные заведения. Белорусы оценили эти новшества, стали с удовольствием посещать такие места, отмечает Ольга. Однако эпидемия коронавируса изменила жизнь и Беларуси, и целого мира, нарушив почти все связи в мире социума и бизнеса.

Эта история – часть проекта #этоненавсегда: «Честно о бизнесе в кризис» в рамках программы поддержки малого бизнеса от hoster.by.

 

Рестораторам сейчас не просто нелегко (выручка в заведениях Мазур снизилась на 70–80%) — им пришлось кардинально поменять принципы работы.

«В это время вообще нет ничего легкого. Самое сложное — собрать свою волю, не опускать руки, вдохновляться самой и вести за собой свою команду», — отметила Ольга Мазур в комментарии для Naviny.by.

Предпринимательница не поддалась панике, а тем более не стала искать способы свернуть свой бизнес или вообще избавиться от него. Наоборот, с начала марта начала вводить антикризисные меры. Первым нововведением стала собственная доставка.

«Мы решили доставлять нашу еду всей командой. Бармены, маркетолог, повар и я часто развозим заказы сами. Потом мы уже подключились к существующим сервисам, и для удобства сделали свой сайт — hoster.by предоставил нам бесплатное размещение на год», — рассказывает Ольга.

Потом повару Ольги пришла идея делать фирменные куличи перед Пасхой. Сказано — сделано: праздничную выпечку команда доставляла и католикам, и православным. При этом сама предпринимательница не ожидала сильного ажиотажа, но еще за неделю до праздника все ее куличи оказались «забронироваными».

Ярким и неожиданным, по словам Ольги, оказалось партнерство с гипермаркетом Mile:

«Многие белорусы сейчас уезжают на выходные в деревню, на дачи, где жарят шашлыки. Вот мы и решили выставить брендированные полуфабрикаты (шашлык из курицы, свинины, креветок, лангустинов) в этом строительном магазине. Идея пришлась людям по вкусу».

Кроме того, четвертую неделю подряд с раннего утра предпринимательница развозит еду по подписке. Эта «съедобная» подписка оформляется на неделю, в нее входит завтрак, обед и ужин. Вся еда уже приготовлена — заказчику достаточно разогреть ее в микроволновке.

«Это простая и понятная еда: сырники со сметаной и джемом на завтрак, борщ с чесночными гренками и цыпленок с рисом — на обед, драники с жульеном и хрустящими вешанками — на ужин. Сам заказ можно сделать на нашем сайте», — поясняет Ольга.

Фото из профиля Ольги Мазур в Facebook

Предпринимательница с улыбкой вспоминает самый необычный заказ, который ей сделали во время пандемии:

«Как-то мы доставляли еду по подписке, и один из наших клиентов спросил, можно ли готовить нечто подобное для его… собаки. Я думала, что меня уже сложно удивить, но недельный рацион из ресторана для собаки — это мощно!».

Есть в арсенале и другие «способы борьбы» с коронавирусом. Так, для поддержки своего бизнеса предпринимательница запустила краудфандинговую кампанию на «Улье». Там можно купить сертификаты со скидкой, записаться на мастер-класс к бармену и даже получить именной коктейль.

«Каждую неделю мы запускаем по несколько новых предложений и смотрим, как реагируют наши гости. То, что находит отклик, мы оставляем и развиваем», — рассказывает Ольга.

Предпринимательница особо не рассчитывает на поддержку государства. Распиаренный властями указ № 143 «О поддержке экономики» ее ресторанному бизнесу вообще не подходит.

Не только предприимчивости, но и смелости Ольге Мазур не занимать. Единственное, чего она по-настоящему боится — потерять свою команду.

«Для меня моя команда — это мое сердце. Вот именно за нее я и борюсь. И мы не сдаемся. Наши сердца бьются в унисон», — говорит Ольга.

Нет сомнений, что во многом благодаря слаженности действий руководителей и подчиненных нынешний кризис, который стремится «отравить» белорусский бизнес, тоже однажды станет историей.

Читайте еще истории из серии «Бизнес в кризис»: