Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Кто, если не он?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Этот вопрос становится все более актуальным по мере нарастания политической активности граждан. После «нейтрализации» смелого и харизматичного Сергея Тихановского фокус внимания переключился на других видных претендентов.

 

Бабарико, Цепкало и ets.

Очевидно, что конкурентами бессменному главе государства могли бы стать кандидаты-«тяжеловесы» Виктор Бабарико и Валерий Цепкало. У них имеется опыт руководящей работы, многочисленные команды, возможно, финансовые ресурсы. На них возлагают надежды представители номенклатуры, уставшие жить «под Лукашенко». К ним может благосклонно отнестись Кремль, видя в них партнеров по дальнейшей интеграции.

Указанные претенденты на фоне деструктивных действий нынешнего главы государства набирают дополнительные очки и пользуются все большим доверием общества. При этом нельзя исключить, что при подсчете голосов избирательные комиссии могут констатировать тот факт, что, скажем, за Бабарико проголосовали 50% избирателей, за Светлану Тихановскую — 30%, за Цепкало — 10%, за Лукашенко — 5%, за остальных — 5%.

Что тогда делать? Возможным вариантом станет назначение второго тура выборов, но он лишь подтвердит огромное преимущество фаворита избирательной кампании. Придется признать его победу или сделать что-то неординарное.

Пока мы не знаем истинных мотивов «хождения в президенты» Бабарико. Если он не спарринг-партнер, то организаторы выборов, скорее всего, не захотят его видеть на этапе регистрации кандидатов в президенты. Поводы для этого найдутся, как, например, с «падающим милиционером» на пикете в Гродно 29 мая.

Такие же соображения можно высказать и в отношении Цепкало, хотя он по ряду позиций отстает от Бабарико.

В итоге регистрацию могут пройти, кроме главного претендента, еще два-три человека. Для элегантной победы этого будет достаточно.

А что же народ, который активизировался в период сбора подписей? Как всегда, он останется со своим «корытом» и надеждой на лучшее будущее. Однако у него есть правовое основание для изменения ситуации.

 

Конституция 1994 г. жива и ждет уважения

Так называемые выборы, как и все происходящее в стране после референдума 1996 г., являются бутафорией и обманом. На том референдуме команда первого президента отменила действие Конституции 1994 г. и ввела в действие Конституцию, похожую по названию, но и с иным содержанием.

Вся власть перешла старому-новому президенту. Потом, на очередном референдуме, были сняты ограничения на занятие высшей должности.

Единственное законное, что у нас есть, — это Конституция 1994 г. Она закрепляет власть народа как единственного источника государственной власти. Народ может осуществлять свою власть НЕПОСРЕДСТВЕННО. Это значит, что граждане являются хозяевами в своей стране, а не рабами, оказавшимися заложниками власти. Они могут свободно собираться и решать свои вопросы, в том числе выражать недоверие власти.

 

Нужна ли должность президента?

Ранее я высказывал предложение отказаться от этой должности и приводил на этот счет немало аргументов (Нужна ли президентская власть в Беларуси? // Можно ли прожить без президента?).

На мой взгляд, отказ от должности президента станет спасением для истерзанной и обессиленной репрессиями и невзгодами страны. Это будет гарантией спокойной, мирной и обеспеченной жизни. Без дворцов, лимузинов, охраны, обслуги, армии, парадов, венских балов, хоккейных турниров. Все граждане будут равны в правах и достоинстве.

Как это сделать? На представительном форуме белорусского народа, который рано или поздно соберется (возможно, еще до конца лета), этот вопрос можно поставить в повестку дня, как и вопрос, по какой Конституции будем жить.

Если будет решено восстановить в стране законность и демократию, то следует признать действие Конституции 1994 г. и, как следствие, назначить выборы в парламент, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь, и избрать новый состав Центризбиркома.

Новым депутатам надо будет принять важную поправку в Конституцию 1994 г., а именно: исключить из нее главу 4 «Президент Республики Беларусь» и передать функции президента председателю Верховного Совета, а равно его заместителям и президиуму.

Беларусь станет парламентской республикой, где не останется места для авторитарной власти. Все граждане обретут свободу и могут занять любую должность в госаппарате. Известные политики станут депутатами парламента; авторитетные специалисты — членами правительства; честные юристы — судьями, прокурорами, следователями; активисты на местах возглавят органы местного самоуправления.

Ключевыми фигурами в новой системе власти станут председатель парламента (он же — глава государства), премьер-министр, генеральный прокурор, председатели высших судов, председатель правления Национального банка.

Права человека станут реальной ценностью. Ни одно должностное лицо не рискнет нарушить эти права, поскольку незамедлительно получит жесткую реакцию со стороны правоохранительных органов. Беларусь станет страной для жизни, о чем мечтает Сергей Тихановский и его сподвижники.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».