Белорусы смогут найти управу на банки и форекс-компании

Белорусские власти взялись за защиту прав потребителей финансовых услуг. С этой целью в стране будет введен институт финансового уполномоченного, а также появятся другие новшества.

Фото pixabay.com носит иллюстративный характер

 

Пятая часть белорусов ничего не смыслит в финансах

В 2012–2016 годах Национальная академия наук Беларуси вместе с Нацбанком изучила вопрос о том, насколько грамотны белорусы в финансовом плане.

При этом учитывались результаты международного исследования ОЭСР/INFE «О компетенциях взрослого населения в области финансовой грамотности».

В частности, в 2016 году наши специалисты провели широкий опрос, чтобы оценить уровень финансовых знаний белорусов.

Для этого опрошенным предлагалось ответить на 7 тестовых вопросов. Эти вопросы касались простого и сложного процента по вкладам, инфляции, покупательной способности, скидок, кредита и дохода по облигациям.

От респондентов требовалось сделать определенные вычисления и выбрать один из предложенных вариантов ответа.

По результатам опроса, свыше 44% белорусов показали неудовлетворительный уровень финансовых знаний и умений. А тех, у кого эти знания и навыки вообще отсутствуют, оказалось около 20% от общего числа участников.

Уровень знаний практически каждого пятого респондента был определен как удовлетворительный. Хороший уровень финансовой грамотности продемонстрировали 12,6%. И только 1,2% опрошенных справились с вопросами теста на «отлично».

Подытоживая полученные результаты, НАН и Нацбанк были вынуждены констатировать, что в целом финансовые знания белорусов находятся на низком уровне (средняя оценка 3,8).

Более низкие оценки в мире были получены только среди жителей Малайзии (3,6) и Виргинских островов (3,6).

 

Ударим планом по бездорожью безграмотности

Белорусское государство прикладывает определенные усилия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

В частности, весной 2019 года правительство и Нацбанк разработали масштабный пятилетний план по повышению финансовой грамотности населения, который включает 54 пункта.

Это план должен охватить все возрастные и социальные/профессиональные группы населения, затронуть и простых граждан, и самих финансовых специалистов.

План предусматривает не только создание всевозможных комитетов и «межведомственных координационных советов», но и, например, проведение:

- Международного дня сбережений в Беларуси;

- прямой разъяснительной работы, в том числе посредством функционирования колл-центров и горячих линий;

- занятий по повышению финансовой грамотности граждан пожилого возраста через территориальные центры социального обслуживания населения;

- недель повышения страховой грамотности, встречи с трудовыми коллективами;

- факультативных занятий «Основы налоговой грамотности» в учреждениях общего и среднего образования.

Также в рамках планах осуществляется поддержка интернет-портала по повышению финансовой грамотности населения.

Этот сайт, своеобразным слоганом которого стали слова «Грошы любяць разумных людзей», в том числе наполняется свежими новостями, актуальными для потребителей финансовых услуг.

Так, в последней из них, за 4 июня, рассказывается об обучающей онлайн-игре «Как не стать жертвой интернет-мошенников».

 

С оглядкой на успехи соседей

Первоочередным для нашей страны является и вопрос защиты потребителей финансовых услуг.

В Беларуси до сих пор нет ни одного локального законодательного акта, который бы регулировал отношения в этой сфере. Отечественным потребителям финансовых услуг предлагается опираться, прежде всего, на «общий» закон № 90-З от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс.

Разумеется, для потребителя уладить конфликт с форекс-компанией или банком — это не «просрочку» вернуть в продовольственный магазин либо добиться у торговца возврата денег за некачественную обувь. Здесь нужен абсолютно другой уровень защиты — он, кстати, уже существует в странах-соседях Беларуси.

Так, в Польше в 2006 году был создан единый регулятор рынка финансовых услуг — Агентство по финансовому надзору. Эта структура осуществляет надзор за банковской деятельностью, фондовым и страховым рынками, пенсионным обеспечением, ИТ-транзакциями (переводами денег).

В Литве с 2007 года внедрен досудебный механизм разрешения споров потребителей и поставщиков финансовых услуг.

В 2019 году в России заработал институт финансового уполномоченного, который также называют финансовым омбудсменом.

Финансовый омбудсмен позволяет достаточно быстро разрешить спор между гражданином и финансовой организацией, если у гражданина есть имущественные претензии к последней.

Сейчас омбудсмен в России рассматривает споры со страховыми компаниями и микрофинансовыми организациями. С 2021 года он также займется рассмотрением претензий граждан к банкам и негосударственным пенсионным фондам.

Отметим, что институт финансового омбудсмена — не специфическая российская «разработка». Он в той или иной форме существует более чем в 50 государствах.

 

Чтобы защита не осталась на бумаге…

Белорусские власти осознают, что финансовые услуги — это товар, качество которого могут оценить и понять хорошо подготовленные потребители, которые не только имеют определенные знания, но и надежную защиту.

В этой связи на июнь 2020 года запланирована разработка специальных поправок в закон № 90-З «О защите прав потребителей» в части защиты потребителей финансовых услуг.

Справка. Такое решение предусмотрено указом № 482 от 26 декабря 2019 года «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2020 год».

Этим вопросом занимаются сейчас Нацбанк, Совмин и Национальный центр законодательства и правовых исследований. Уже в октябре законопроект должен быть передан в парламент.

Разработчики проекта закона хотят выполнить три главные задачи.

Во-первых, разработать систему защиты прав потребителей финансовых услуг.

Во-вторых, определить права таких потребителей при нарушении их прав на получение информации, а также при обнаружении недостатков оказанной финансовой услуги.

В-третьих, создать институт финансового омбудсмена, который на практике в Беларуси будет представлять собой Центр по защите прав потребителей финансовых услуг, и внедрить досудебный порядок урегулирования обращений таких потребителей.

Кроме того, будут конкретизированы полномочия Нацбанка в области защиты прав потребителей услуг данного вида. В настоящее время эти полномочия главного банка страны разбросаны по разным законодательным актам.

Когда поправки будут приняты и заработают, есть надежда, что потребители финансовых услуг в Беларуси получат не просто отдельную главу в законе № 90-З, а надежную и эффективную защиту своих прав и интересов.