Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как обустроить Беларусь?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

9 июня несколько оппозиционных партий и организаций презентовали свой «Реанимационный пакет реформ». Он представляет собой видение путей трансформации основных сфер жизнедеятельности белорусского общества.

Мне довелось принять участие в разработке преобразований системы органов государственной власти, в том числе судов. В порядке просвещения хотел бы ознакомить со своими наработками читателей Naviny.by.

 

Система власти устарела как колхоз

Действующая система власти в Беларуси создана на основе новой редакции Конституции. Она сложилась в результате референдумов 1995, 1996 и 2004 гг.

Эти референдумы были проведены с нарушением законодательства, с фальсификациями при подсчете голосов избирателей. Поэтому предложенные на них поправки в Конституцию не могут иметь юридической силы.

В этой связи одной из главных проблем в политической сфере Беларуси является восстановление действия Конституции 1994 г.

Сегодня многие политики не задумываются, по какой Конституции мы живем и проводим выборы. Так, последние «президентские выборы» были назначены нелегитимным парламентом и проводятся по незаконному Избирательному кодексу. Более того, эти выборы организует Лидия Ермошина, незаконно занимающая должность с 14 ноября 1996 г.

С конституционно-правовой точки зрения действующая система власти является незаконной и нуждается в коренном реформировании. Основой новой системы власти может быть Конституция 1994 г.

 

Что надо изменить?

Сначала предлагаю найти на книжной полке или в интернете Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с гербом «Пагоня» и подписью председателя Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва Мечеслава Гриба.

Если нашли, то, будьте добры, почитайте. И не просто пролистайте, а возьмите ручку и пройдитесь по ее разделам, главам, статьям. При этом учитывайте, что сердцевиной Конституции является раздел IV «Законодательная, исполнительная и судебная власть», где закрепляются полномочия органов власти.

Именно из-за этого раздела и произошел весь сыр-бор. Александр Лукашенко захотел быть главным в стране. Поэтому на референдумах последовательно расширялись его полномочия. На референдуме 1996 г. была предложена новая редакция Конституции (по сути, новая Конституция), по которой вся власть передавалась президенту. После его проведения был распущен легитимный парламент — Верховный Совет Республики Беларусь. Вместо него был создан двухпалатный квазипарламент. Правительство стало органом, подчиненным главе государства. То же произошло со всеми органами власти, включая суды, прокуратуру, следствие и даже местные органы. По сути, в стране установилась диктатура, запрещенная Конституцией.

Задача состоит в том, чтобы вернуться на конституционные рельсы, восстановить законные органы власти, демократию, свободу, права человека. Однако с учетом прошедшего времени надо будет внести в Конституцию 1994 года необходимые поправки.

На мой взгляд, основными конституционными поправками могут быть:

  1. изменение статуса президента или упразднение этой должности;
  2. укрепление самостоятельности и роли правительства;
  3. обеспечение независимости судов на всех уровнях;
  4. возрождение местного самоуправления;
  5. укрепление гарантий защиты прав граждан;
  6. введение должности уполномоченного по правам человека;
  7. восстановление национальной символики и белорусского языка.

 

Как «оживить» Конституцию 1994 г.?

Она не умирала. Она была просто незаконно приостановлена. Она ждала, когда белорусы о ней вспомнят, устав жить по понятиям.

В этом и есть главный секрет правовой системы Беларуси: на референдуме 1996 г. под видом поправок была предложена совсем другая Конституция, которая закрепила неограниченную власть одного человека. По ней мы и живем, с одним и тем же президентом, мандат которого давно закончился. Точнее, он закончился, когда «новая конституция» была введена в действие. После этого вся власть стала незаконной, и все принятые акты — незаконными. Так продолжается по сей день.

Для восстановления законности в стране надо «оживить» (восстановить) Конституцию 1994 года. И сразу все станет на свои места: парламент — Верховный Совет Республики Беларусь — станет высшим представительным и единственным законодательным органом. На должность президента будет избран другой человек (если парламент посчитает нужным сохранить эту должность). Будет сформировано новое правительство, суды, контрольные органы. Возродится местное самоуправление.

Но пока в Беларуси кипят предвыборные страсти. За что сражаются? Понятное дело, что бессменный президент борется за продление своей власти. Но на что рассчитывают другие, принимая участие в игре без правил?

Из ряда претендентов я выделяю Виктора Бабарико. Он далеко не простачок. Как банкир и шахматист он, видимо, заранее просчитал свои ходы. В эту «игру» он мог ввязаться лишь при условии, что его «визави» будет играть фигурами, а не доской. Для этого должен быть гарант соблюдения правил. В таком качестве может, к примеру, выступать «Газпром» или те, кто за ним стоят.

В период, когда разрабатывался проект реформ для новой Беларуси, такой вариант развития событий не просматривался. Но он возможен. В случае «победы» Бабарико он станет самодержцем всей Беларуси. Он станет правопреемником всего, что «накопил» Лукашенко. Весьма вероятно, что после «победы» начнется медленный дрейф системы власти в сторону либерализации.

Однако, невзирая на любые метаморфозы, целью конституционной реформы является восстановление действия Конституции 1994 г. и внесение в нее изменений и дополнений.

«Оживить» Конституцию 1994 г. легко и просто. Для этого достаточно, чтобы широкий представительный форум белорусского народа выразил такое желание, облаченное в короткую резолюцию. Согласно ст. 3 Конституции, народ является источником государственной власти. Он может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через представительные органы (ч. 2 ст. 3).

Тем самым, восстановление народом своей власти — это легальный путь перехода к демократической форме правления. В течение переходного периода могут быть образованы временные органы власти: временный парламент, временное правительство, временные министры, генеральный прокурор и др.

 

Что дальше?

Для восстановления в стране законности, демократии и уважения прав человека надо будет сделать еще несколько шагов.

Первый шаг: провести выборы в легитимный парламент — Верховный Совет.

Выборы может назначить представительный орган народа. Он же может сформировать временный состав Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий.

Второй шаг: утвердить статус Верховного Совета как высшего представительного и единственного законодательного органа государственной власти.

Верховный Совет Республики Беларусь должен занять главенствующую роль в системе органов государственной власти, в том числе иметь право издавать законы, формировать органы власти, осуществлять контроль за их исполнением.

Третий шаг: внести в установленном порядке изменения и дополнения в Конституцию 1994 г.

Многие из президентских полномочий следует исключить. Возможно, следует перейти к избранию президента на заседании парламента. Одним из вариантов может быть упразднение должности президента и возложение его полномочий на председателя парламента.

Четвертый шаг: сформировать новые органы государственной власти.

Речь идет о правительстве, высших судах, контрольных и надзорных органах, Национальном банке, Центризбиркоме, других органах и учреждениях.

Пятый шаг: внести изменения и дополнения в действующие законы, принять новые законы; признать часть законодательства несоответствующим Конституции.

Весь массив законодательства, принятый в период правления Лукашенко, должен быть пересмотрен с точки зрения соответствия Конституции 1994 г. Важная роль в этом вопросе будет отведена новому составу Конституционного суда.

Шестой шаг: провести необходимые преобразования в сфере деятельности органов власти, в том числе судов и иных правоохранительных органов.

В частности, речь может идти о проведении судебно-правовой реформы, реформы органов местного самоуправления, вооруженных сил, люстрации и др.

Седьмой шаг: восстановить национальную государственную атрибутику, государственность белорусского языка.

Конечно, можно продолжать «шаги» и «шажочки». Однако это — детали. Главное — определить направление дальнейшего развития. Конституционно-правовая трансформация — это бесконечный процесс. Его исходной точкой должна быть Конституция 1994 года.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».