Художников Парижской школы подшили к делу. На стенах галереи — пустые рамки

Как «Белгазпромбанк» возвращал картины белорусских художников домой и как их арестовали.

На месте 150 картин из корпоративной коллекции «Белгазпромбанка», которая экспонировалась в галерее «Арт-Беларусь» во Дворце искусств в Минске, — пустые рамки. Картины арестованы в рамках расследования уголовного дела о неуплате налогов и преступных доходах.

Пустые рамки и QR-коды, содержащие информацию об истории полотен и их авторах, — всё, что осталось в галерее, которая работает в Минске с 2017 года.

Галерея была закрыта два дня — 13 и 14 июня. Сейчас она вновь работает — вход свободный.

14 июня телеканал «Беларусь 1» сообщил, что к уголовному делу в отношении ряда сотрудников «Белгазпромбанка» приобщено 150 картин общей стоимостью около 20 млн долларов. «Есть информация, что их готовили к срочному вывозу за рубеж, — заявили по БТ. — Истинная стоимость данных активов может быть куда выше, можно только представить, за сколько они были проданы на аукционах».

На самом деле всё наоборот. Экспонаты галереи как раз привозились из-за рубежа, без преувеличения собирались по крохам. В Беларусь возвращались работы художников, родившихся на нашей земле. Отдельный пост охраны, особый микроклимат для хранения картин, и шедевры, которым могут позавидовать лучшие музеи мира — вот что такое была галерея «Арт-Беларусь».

Куратор корпоративной коллекции банка Александр Зименко

Среди авторов мирового уровня, чьи работы представлены в коллекции, — Марк Шагал, Хаим Сутин, Леон Бакст, Валентий Ванькович, Фердинанд Рущиц, Оскар Мещанинов, Евсей Моисеенко, Абрам Маневич, Осип Цадкин и другие.

Говорить о собрании картин «Белгазпромбанка» как о сугубо частной коллекции, которую могут распродать в любой момент, неправильно. Корпоративная коллекция «Белгазпромбанка» является частью и основой проекта «Арт-Беларусь», который осуществляется на принципах частно-государственного партнерства, закрепленных в подписанном 17 июня 2015 года соответствующем соглашении между Министерством культуры и ОАО «Белгазпромбанк». В проекте также участвуют Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, МИД и Национальный художественный музей.

35 артефактам из коллекции «Белгазпромбанка» присвоен статус «историко-культурной ценности Республики Беларусь». Среди последних наиболее значимых приобретений — «Малая подорожная книжка» Франциска Скорины, изданная около 1522 г. в Вильне, которая считается первой печатной книгой в Великом княжестве Литовском.

В настоящее время корпоративная коллекция «Белгазпромбанка» насчитывает более сотни артефактов, созданных с начала XVI века.

Усилиями «Белгазпромбанка» была собрана одна из крупнейших коллекций работ художников Парижской школы — уроженцев Беларуси. В частности, Марка Шагала, Хаима Сутина и Шраги Царфина

 

Возвращение Шагала

В Беларуси гордятся тем, что великий Марк Шагал — наш человек, но до 2012 года в нашей стране не было его оригинальных живописных работ. На родине художника в Витебске есть около трехсот оригинальных графических листов Шагала.

Именно «Белгазпромбанк» вернул Шагала в Беларусь — в 2012 году подарил несколько его графических работ на евангелические сюжеты Национальному художественному музею. Произведения были приобретены в 2011 году в Лондоне на аукционе Christie's.

Теперь в Беларуси есть и живописные работы Шагала — в корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» находятся шесть произведений Шагала, представляющие разные периоды творчества великого художника, четыре из них включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Среди них приобретенная в 2012 году в Лондоне на аукционе Christie's работа «Влюбленные», купленный на Sotheby's в 2013 году за 341 тысячу долларов «Лунатик», а также «Часы на пылающем небе» и «Зеленый пейзаж».

 

Открытие Сутина

В Беларуси есть всего три полотна уроженца Смиловичей Хаима Сутина. Их купил «Белгазпромбанк». Картина «Большие луга в Шартре» была приобретена в 2012 году на аукционе Christie's. Следующим приобретением была «Ева» (1,8 млн долларов) — самое дорогое оцененное живописное произведение в Беларуси. В 2018-м банк купил портрет «Уснувшая с книгой, Мадлен Кастен».

Сутин — дорогой художник. В 2013 году его полотно «Маленький кондитер» на аукционе Christie's было продано за 18 млн долларов. Три года спустя там же был поставлен новый рекорд — за 28,16 млн ушла картина «Бычья туша».

В галерее «Арт-Беларусь» экспонировались 13 живописных полотен еще одного смиловичского художника Шраги Царфина, признанного мастера Парижской школы. Все эти работы Царфина включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

К слову, в арт-центре «Улей» в Смиловичах есть пять подлинных работ Царфина и репродукции работ Сутина (29 картин-копий), переданных в подарок «Белгазпромбанком».

 

Где прячут Шагала и Сутина?

На картины можно было наложить арест и оставить их там, где они были, однако зачем-то их сняли со стен и увезли. В галерее «Арт-Беларусь» знают куда, но не говорят — мол, не имеют права в связи со следственными действиями.

Как отметила бывшая сотрудница галереи Валентина Говор, на момент съемки сюжета, показанного по госканалам, «коллекция находилась в хранилище галереи Арт-Беларусь».

«Это обширная коллекция, ее невозможно вывезти быстро, ведь картины должны быть перемещены в особом режиме и в безопасное место. В галерее Арт-Беларусь и в хранилище созданы особые условия — обеспечен специальный режим температуры и влажности, необходимый для предметов искусства такого уровня. Зачем понадобилось снимать картины со стен, я не знаю», — отметила эксперт в комментарии для Naviny.by.

Валентина Говор также обратила внимание, что невозможно в рамках закона вывезти предметы культуры, входящие в список историко-культурных ценностей, без согласования с Министерством культуры и без получения ряда разрешительных документов:

«Когда я работала в галерее, занималась и вопросами временного вывоза картин. Оформление требует определенных усилий, в первую очередь, согласования с Минкультуры и получения разрешения на временный вывоз, оформления таможенных документов и страхования предметов искусства на время дороги и хранения в выставочных залах других стран».

Неотъемлемая часть статуса предмета искусства — возможность быть выставленным, говорит Валентина Говор: «Когда люди лишаются возможности видеть картины, это не может вызывать положительные эмоции. Мне очень грустно наблюдать за происходящим, мне грустно видеть пустые стены в галерее. Однако я очень горда и восхищена моими бывшими коллегами, которые элегантно разрешили эту ситуацию — сделали выставку QR-кодов, которая в этой непростой ситуации позволяет продолжать рассказывать о предметах искусства из корпоративной коллекции “Белгазпромбанка”».

 

 

Фото Сергея Сацюка