Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Еще нам нужен омбудсмен

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

В предыдущей публикации говорилось о необходимости восстановления Конституции 1994 года. На мой взгляд, это единственный правильный путь перехода страны на рельсы законности, демократии, уважения прав человека. При этом придется в какой-то части внести изменения и дополнения в Конституцию.

Пользуясь случаем, хотел бы предложить ввести должность омбудсмена или уполномоченного по правам человека.

 

Чем поможет омбудсмен?

Омбудсмен (ombudsman) означает представитель, поверенный. Впервые эта должность была учреждена в Швеции в 1713 году. Тогда король Карл XII после ранения под Полтавой находился на излечении в Турции. Для обеспечения порядка в стране он назначил своего омбудсмена. В его задачу входило разрешение споров между подданными и органами власти. Позднее была введена должность парламентского представителя за соблюдением законодательства судами и другими органами власти.

В настоящее время такая должность имеется почти в 100 странах. В Швеции, Норвегии, Бельгии, Финляндии — это омбудсмен, во Франции — медиатор, в Испании — защитник народа, в Польше — представитель по правам граждан, в некоторых странах СНГ — уполномоченный по правам человека. Выбор названия определяется исторической традицией, особенностями правовой культуры, влиянием иных стран.

Основным направлением деятельности уполномоченного по правам человека (далее — уполномоченного) является защита прав граждан от различных неправомерных действий органов управления, должностных лиц и служащих государственного аппарата.

Для выполнения этой цели уполномоченный должен быть независимым лицом. Поэтому в большинстве стран он избирается парламентом. В то же время в ряде стран созданы службы исполнительных омбудсменов (в Великобритании, Франции, Австралии).

Как показывает практика, институт уполномоченного по правам человека доступен для граждан. К этим лицам можно обратиться в любой форме, в том числе устной. Для защиты прав граждан он может использовать широкий набор средств, включая обращение в суды, в прокуратуру, парламент. Тем самым эта должность выступает дополнительным средством защиты прав граждан, наряду с другими механизмами защиты.

В Беларуси до сих пор должность уполномоченного не введена, хотя Совет ООН по правам человека после рассмотрения периодического отчета Беларуси в 2010 году рекомендовал учредить такую должность. Однако эта рекомендация белорусскими властями была проигнорирована.

 

Кто может быть омбудсменом?

Мною подготовлен проект новой главы в Конституцию и законопроект об уполномоченном по правам человека. Эти документы стали результатом изучения зарубежного опыта, в том числе Швеции, Польши, России. Они прошли обсуждение на заседании Центрального комитета БСДП (Грамада) и теперь изданы в виде брошюры (гл.: Аб упаўнаважаным па правах чалавека. — Мінск: БСДП, 2020).

Понятное дело, что должность уполномоченного по правам человека мыслится как составная часть новой системы власти. В частности, уполномоченного должен избирать легитимный и демократически избранный парламент. На эту должность могут претендовать правозащитники, которые на деле доказали свою приверженность защите прав человека.

В законопроекте закрепляются формальные требования к кандидатам, а именно: возраст не моложе 35 лет, известность в правозащитной деятельности, высокие моральные качества и, как правило, наличие юридического образования.

Уполномоченный будет иметь широкие полномочия для выполнения своих задач. С ним будут считаться все должностные лица, в том числе президент, судьи, прокуроры. Перед ним будут открыты все двери, даже в закрытые учреждения (тюрьмы, колонии, воинские части, психиатрические больницы).

Я уверен в том, что после введения должности уполномоченного по правам человека милицейский произвол прекратится, как и политически мотивированные уголовные преследования. Места лишения свободы, включая следственные изоляторы, колонии и тюрьмы, перестанут быть местами унижения человеческого достоинства и пыток.

А что делать тем, кто стал жертвой произвола сейчас или раньше?

Очевидно, что должен быть использован механизм восстановления в нарушенных правах. На уполномоченного ляжет бремя ответственности за пересмотр каждого сомнительного постановления (приговора) суда. Все пострадавшие от произвола должны быть восстановлены в правах и получить соответствующую компенсацию.

Поэтому первый белорусский омбудсмен должен быть достойным этой должности. В помощь ему будут даны три заместителя. Думаю, что в новой Беларуси найдутся такие претенденты.

Дело за малым — вернуться к законной власти. Для этого нужен новый президент, который согласится восстановить Конституцию 1994 г. Пока надежда на перемены есть.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».