Таксисты-нелегалы не сдают позиции на рынке пассажирских перевозок

Годовой оборот теневого рынка нерегулярных пассажирских перевозок превышает 100 млн долларов.

Нелегальный сектор продолжает занимать существенную долю на рынке нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров.

Фото Depositphotos.com

Такой вывод можно сделать из исследования, проведенного отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли на базе Белорусского государственного экономического университета.

В марте—мае этого года эксперты изучали не только перевозки автомобилями такси, но также перевозки, осуществляемые посредством фрахтования и аренды автомобиля с водителем.

 

Рынок пошел в рост

Исследователи отметили резкий рост количества субъектов, осуществляющих деятельность такси, с 2017 по 2019 год — на 43,4% (до 7,4 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей).

Такой вид экономической деятельности как аренда автомобиля с водителем начал учитываться в статистике только в 2019 году и составил 608 субъектов на конец прошлого года.

Индивидуальные предприниматели составляют до 88% от общего числа субъектов деятельности такси. Среди субъектов деятельности аренды легковых автомобилей с водителем ИП составляют порядка 70%.

Субъекты, осуществляющие перевозки посредством фрахтования, не учитываются отдельно, но по средневзвешенной оценке экспертов, доля фрахта как подвида экономической деятельности составляет около 40%.

В нерегулярных перевозках пассажиров в 2019 году были задействованы около 35 тысяч легковых автомобилей. Данный показатель увеличился примерно на 30% по сравнению с 2017 годом.

Официальный данные по пассажирообороту за исследуемый период выросли на 60% – до 288,9 млн пассажиро-километров, но эксперты уверены, что реальные цифры более чем в четыре раза выше.

На расширение рынка оказали влияние несколько факторов: отмена лицензирования деятельности такси в 2018 году и ряд других регуляторных изменений, а также значительное развитие сервисов-агрегаторов.

Ключевыми участниками рынка названы диспетчерские и агрегаторы такси: 7220, 7788, Uber, Яндекс.Такси и сервис Maxim. В каждом регионе выделяются свои основные игроки.

 

Нелегалы не сдают позиции

Общий объем рынка нерегулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Беларуси в 2019 году оценен в 824,1 млн рублей или 394 млн долларов. Доля нелегальных перевозок, по средневзвешенной оценке экспертов, составила 29% (239 млн рублей или 114,28 млн долларов). За последние два года по стране она выросла на 2 процентных пункта.

К теневому сегменту рынка в рамках исследования отнесено оказание услуг лицами, не имеющими регламентированной государственной регистрации; оказание услуг за наличный расчет при отсутствии (невключении) кассового оборудования; отсутствие официального трудоустройства водителей; оказание услуг без подачи сведений о них в налоговые органы.

Доля теневого сегмента на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом может быть выше, особенно это касается регионов, отметили в пресс-службе Яндекс.Такси. По некоторым оценкам, она может достигать и 80%.

Как считают авторы исследования, отмены лицензирования недостаточно, чтобы перевозчики работали легально. В законодательстве имеется совокупность других требований, соблюдение которых сдерживает участников рынка от выхода из тени.

Например, таксисты должны проходить дважды в год техосмотр. Такой нормы не установлено для работников смежных сфер. Некоторых отпугивает соблюдение режима труда и отдыха. Исследование показало и то, что менее половины всех используемых в перевозках автомобилей (41%) оснащены таксометром.

В отраслевой лаборатории БГЭУ полагают, что регулирование сферы не обязательно упрощать, просто нужно сделать работу перевозчиков понятной для восприятия. При этом целесообразно использование эффективных инструментов, зарекомендовавших себя в международной практике.

Яндекс. Такси считает важным обеспечить единые правила для всех участников рынка пассажирских перевозок. По мнению компании, решением может быть введение программных касс. По информации Яндекс.Такси, Министерство по налогам и сборам уже работает в этом направлении.