COVID-19. О чем молчат и чего боятся переболевшие

Опрос пациентов показал, что административная система работает хорошо, а давать взятки медикам почти не нужно.

Чтобы по итогам пандемии COVID-19 система здравоохранения Беларуси сделала правильные выводы, важно знать не только мнение администраторов системы и медиков. Не менее важно услышать и пациентов.

Опрос белорусов, переболевших COVID-19, проводит общественное объединение «Звено». Предварительные результаты анкетирования показывают, что проблемы в оказании медпомощи населению остаются. Ответить на вопросы анкеты можно и сейчас.

Предварительные результаты за май—август проанализированы и направлены в Министерство здравоохранения.

 

Медики справились на «хорошо» и «отлично»

Согласно результатам опроса, большинство анкетируемых болело коронавирусной пневмонией (35%) и ОРВИ (30%). Часть опрошенных находилась под наблюдением как контакты первого уровня. Половина ответивших на вопросы живет в Минске, остальные в Бресте, Минской и Могилевской областях.

Выше среднего оценивают профессионализм медперсонала, который занимался их лечением, 46% опрошенных пациентов, еще 28% поставили медикам самые высокие оценки — 9 и 10 из 10. При оценке профессионализма работы системы здравоохранения в целом в период эпидемии оценку выше среднего поставило 23% пациентов.

Никогда не получали просьб или угроз не распространять информацию о болезни 96% опрошенных. Если такие просьбы поступали, то со стороны руководства вуза или по месту работы. При этом 22% опрошенных в связи с болезнью испытали враждебность со стороны окружающих.

47% опрошенных ответили отрицательно на вопрос, приходилось ли им во время болезни предпринимать активные действия для решения вопросов госпитализации или лечения.

21% решили возникшие вопросы в рамках административной системы здравоохранения (через «горячую линию» или личный прием), 21% пришлось прибегнуть к личным знакомствам. Всего 2,5% указали, что сделали это через поощрение медперсонала.

 

Формальный карантин и проблемы с тестами

В письме в Минздрав общественное объединение «Звено» обращает внимание на то, что 30% опрошенных с подтвержденным заражением заявили, что контроль за соблюдением карантина был формальным и при желании его можно было нарушать без последствий.

Еще 14% утверждают, что карантин распространялся только на них, тогда как за другими членами семьи никакого контроля не было, равно как и за пациентами с положительным тестом, который они сделали самостоятельно.

Люди болели в разное время, ситуация с наличием тестов в стране менялась, однако 25% от общего числа заявили, что им приходилось требовать проведение теста на коронавирус, половине из них было отказано несмотря на симптомы, 5% сделали тест самостоятельно и он показал положительный результат.

30% анкетируемых, которые были госпитализированы, заявили, что медперсонал требовал пользоваться индивидуальными масками, которые не предоставлялись либо предоставлялись в недостаточном количестве. При этом многие пациенты не имели возможности получить передачу от родственников из-за карантина или госпитализации в городе, где родственников нет.

Многие пациенты обращали внимание на неэффективность системы «грязного» и «чистого» входа в поликлиники, поскольку после попадания внутрь посетители свободно перемещались по всему зданию.

Также госпитализированные пациенты отмечали в своих ответах, что при прохождении КТ в больнице они находились в общей очереди без всякой изоляции при положительном тесте на COVID-19.

Одна женщина так написала в анкете: «Зачем на входе измеряют температуру, если внутри здания мы все перемешиваемся? Чтобы усыпить бдительность здоровых людей?».

«Очевидно, что либо руководитель поликлиники плохо выполнил распоряжение Минздрава, либо это ведомство изначально создавало эти коридоры как фасад заботы», — отметила руководитель общественного объединения «Звено» Татьяна Гацура-Яворская.

По ее словам, «когда мы предоставляем эти данные в публичном мониторинге, при любом варианте за этим должно последовать исправление ситуации — либо лучше контролируйте главврачей на местах, либо не держите нас за дураков».

Эпидемия коронавируса создала проблемы в части обеспечения медикаментами не только для заболевших COVID-19. 35% опрошенных сообщили, что в период эпидемии столкнулись с дефицитом в аптеках импортных медицинских препаратов (не связанных с лечением коронавирусной инфекции).

 

Повышение качества услуг — задача постоянная

Ранее «Звено» проводило опрос медиков. На основании первого и второго анкетирования общественное объединение считает «необходимым продолжать дальнейшее совершенствование качества оказываемой медицинской помощи и повышение эффективности уже предпринимаемых государством мер».

В частности, предлагается довести до сведения учреждений здравоохранения результаты мониторинга — ознакомиться и проанализировать качество оказываемой медицинской помощи.

Также рекомендуется «рассмотреть возможность усиления мер карантина в учреждениях здравоохранения (в ситуациях его объявления), проведения более четкого инструктажа вводимых ограничений и для сотрудников, и для пациентов, уделить больше внимания организации чистых и грязных зон».

Кроме того, при предоставлении информации пациентам по вопросам их состояния здоровья, течения болезни и выбираемых методах лечения особое внимание рекомендуется уделять качеству и полноте предоставляемой информации.


Читайте также:


В комментарии для Naviny.by Татьяна Гацура-Яворская подчеркнула, что такие независимые мониторинги необходимы, «если мы хотим знать реальное положение дел в системе здравоохранения и улучшать то, что имеем». Опросы помогают «выявлять проблемы и делать их обсуждение не только публичным, но и предметным».

«Такой мониторинг объединяет случаи и опыт многих людей, поэтому мы можем делать выводы о системности проблемы, давать рекомендации. В первую очередь, конечно, результатами может пользоваться Министерство здравоохранения, первый в нашем списке бенефициар на полученную информацию», — отметил Гацура-Яворская.

По ее мнению, «изнутри системы руководители видят проблемы по-своему, а какие-то не замечают или считают не ключевыми. Мы же можем показать, как воспринимают ситуацию рядовые сотрудники и пациенты».

«Вторая наша целевая группа — это белорусское общество. Мы предоставляем информацию, а люди могут сравнить свое положение с другими странами или с тем, что мы видим по нашему телевидению», — подчеркнула руководитель «Звена».

Лично ее результаты опроса пациентов во многом порадовали — в части оценки профессионализма медиков, и того, что административная система для решения возникших проблем работает без серьезных сбоев.

«Но это не значит, что нет проблем и нам не стоит продолжать работу над повышением качества оказываемых медицинских услуг», — подытожила Татьяна Гацура-Яворская.