Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Координационный совет и Всебелорусское собрание

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

14 августа штаб Светланы Тихановской объявил о создании Координационного совета для обеспечения трансфера власти. В этот Совет могут войти представители гражданского общества, известные белорусы, профессионалы своего дела.

Порассуждаем о возможности создания такого органа и о путях трансформации власти.

 

О ситуации в стране

В настоящее время сформировалось два политических лагеря в белорусском обществе.

С одной стороны — действующая группа власти во главе с Александром Лукашенко, которая опирается на силовой аппарат, чиновников и прочих служивых, получающих зарплату из казны.

С другой стороны — это пробудившийся народ, который проголосовал за нового президента и вышел на улицы после очередного обмана.

С недовольными жестоко расправились омоновцы и «космонавты». Как в годы сталинизма и оккупации, в мирных граждан стреляли, их избивали, превратили места задержания в пыточные.

Действующая власть прикрывается данными, объявленными зависимым от нее Центризбиркомом. С этими данными не согласны независимые наблюдатели и сами граждане, отдавшие свои голоса за Светлану Тихановскую.

В такой ситуации высказываются разные предложения по выходу из создавшейся ситуации. Преобладает идея назначения новых выборов при участии международных наблюдателей. Однако такое решение представляется абсурдным по ряду причин.

Во-первых, по действующему законодательству решение о проведении президентских выборов принимает Палата представителей. Она может собраться на внеочередную сессию лишь на основании президентского указа. Значит, принятие этого решения зависит от усмотрения Лукашенко.

Во-вторых, с большой долей вероятности, в новых выборах снова будет участвовать Лукашенко или, в крайнем случае, назначенный им представитель. Кроме того, сохранится прежний состав избирательных комиссий во главе с Центризбиркомом. В итоге повторится старый сценарий. Может быть, итоговые цифры будут поменьше, но в пользу представителя действующего власти.

В-третьих, с юридической точки зрения новые выборы будут в любом случае незаконными, поскольку назначены и проведены незаконными органами власти, по незаконной редакции Конституции, на соискание должности с «царскими полномочиями» и бессрочным мандатом. Эта процедура и система не допускают возможности избрания иного кандидата, кроме действующего главы государства.

Есть и другие варианты развития политических событий. Один из них предлагает штаб Тихановской.

 

Статус Координационного совета

На мой взгляд, это — сильный ход. Считая себя избранным президентом (для этого имеются достаточные основания), Тихановская может приступить к формированию кадров для новой системы власти, создавая ее основу.

Реализации этого плана содействует несколько факторов: 1) массовая электоральная поддержка Тихановской по результатам выборов; 2) непризнание победы Лукашенко со стороны США и западных стран; 3) безопасное место дислокации Тихановской и возможность формирования будущих структур власти.

Эффективным средством усиления позиции Тихановской может стать электронный подсчет голосов своих сторонников через интернет-платформу «Голос». Это позволит, как минимум, убедить белорусскую и международную общественность в фальсификации выборов, и, как максимум, подтвердить свою победу на выборах. Кроме того, это может ускорить падение режима единоличной власти в Беларуси.

Пока Координационный совет не имеет правового статуса и выступает в качестве консультативного и совещательного органа. Участие в нем может повлечь реакцию со стороны спецслужб. К этому должны быть готовы те, кто решится на такой шаг.

 

Всебелорусское собрание как временный парламент

Прошедшие выборы не придали легитимности действующей системе власти. На всех уровнях она остается незаконной после референдума 1996 года, когда была установлена жесткая единоличная власть. Выборы превратились в форму переназначения нужных людей. Депутаты выполняли роль кукол-марионеток в театре одного актера.

В условиях отсутствия в стране законной власти ее вечным источником является народ. В соответствии со ст. 3 Конституции (в обеих редакциях) он может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через своих представителей.

Исходя из этого положения Конституции, как и Декларации о государственном суверенитете от 27 июля (25 августа) 1990 г., можно утверждать, что наиболее подходящим средством для возрождения белорусской государственности и ее правовых основ является Всебелорусское собрание (съезд, сойм).

В том случае, если Светлана Тихановская въедет в Беларусь на белом коне (белом мерседесе), то первым делом она должна созвать Всебелорусское вече (собрание). В нем могут участвовать ее сторонники, заполнив не только Дворец Республики, но и близлежащие площади и улицы Минска. На этом форуме она может принести присягу как новый президент на Библии, Декларации и Конституции 1994 г.

В повестке дня Всебелорусского форума могут быть следующие вопросы: 1) о признании Конституции 1994 г.; 2) об утверждении программы развития белорусского государства; 3) об утверждении временных руководителей правительства, министерств и ведомств, Нацбанка, Конституционного суда, Верховного суда, Прокуратуры, Центризбиркома; 4) о назначении выборов в Верховный Совет Республики Беларусь; 5) о создании Белорусского народного трибунала.

 

Народный трибунал как акт справедливости

Белорусский трибунал как временный суд может быть создан на основе указа нового президента по образу и подобию Нюрнбергского трибунала. В его состав могут войти, к примеру, 15 авторитетных юристов. При нем должен быть определенный штат следователей, прокуроров и технических сотрудников.

Граждане, пострадавшие от преступных действий представителей власти и зависимых от них лиц, могут напрямую обращаться в офис Белорусского трибунала. Предварительное расследование и судебное разбирательство в этом учреждении должно осуществляться, по общему правилу, на основе положений Уголовно-процессуального кодекса.

После образования в стране легитимного парламента (таковым по Конституции 1994 г. является Верховный Совет Республики Беларусь) может быть принят закон о Белорусском народном трибунале как специализированном суде. Он займет свое место в новой судебной системе.

В соответствующей реформе нуждается вся система судов и правоохранительных органов с последующим обновлением кадрового состава (о Концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь читайте здесь).

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».