Мониторинг БАЖ: госСМИ во время выборов работали только на Лукашенко

Государственные медиа во время нынешних президентских выборов работали на пользу только Александра Лукашенко, негосударственные — четко обозначали позиции разных кандидатов.

Как сказано в итоговом докладе по мониторингу «Освещение президентской кампании 2020 года в белорусских медиа», который 30 сентября презентовал руководитель мониторинговой группы БАЖ Алесь Антипенко, третий этап мониторинга охватывает период с 25 мая по 20 августа.

Аналитики отслеживали время в эфире электронных СМИ, площадь в печатных медиа и количество знаков в интернет-медиа, которые были посвящены субъектам избирательного процесса, а также фиксировали, каким образом СМИ относились к этим субъектам.

Объектами мониторинга среди государственных медиа были информагентство БелТА, газеты «СБ. Беларусь сегодня», «Звязда», «Магілёўская праўда», «Мінская праўда», программы телеканала «Беларусь 1» — «Панорама», «Клуб редакторов», «Главный эфир», ОНТ — «Контуры», «Наши новости», ТРК «Могилев» — «Навіны-рэгіён», Первого национального канала Белорусского радио — «Радиофакт».

Негосударственный сектор в мониторинге представлен интернет-изданием БелаПАН «Белорусские новости» (Naviny.by), газетами «Народная Воля» и «Комсомольская правда» в Белоруссии».

Антипенко отметил, что подавляющее внимание во время выборов государственные медиа уделяли «бывшему действующему президенту Лукашенко», а его оппонентов представляли в негативном ключе. Для них также было характерно игнорировать «любые критические мнения избирателей, независимых экспертов, самих кандидатов».

Выступления оппонентов Лукашенко, подчеркнул представитель БАЖ, транслировались по телевидению и радио в «нерейтинговое время».

Особенностями нынешней избирательной кампании он назвал «репрезентацию оппонентов на тот момент действующего президента и их сторонников как криминальных элементов», а также «позиционирование негосударственных медиа как источников опасности и дестабилизации».

По итогам мониторинга эксперты БАЖ пришли к выводу, что государственные медиа «работали на пользу только одного претендента — господина Лукашенко», а его оппоненты «оставались в тени». Эти медиа «не были площадкой для выражения и обсуждения альтернативных или критических взглядов относительно нынешнего положения вещей в стране, перспектив ее развития и будущего».

Из оценок государственных СМИ многолетней деятельности Лукашенко следовало, что «ему нет альтернативы, и его непереизбрание будет наихудшим сценарием, из которого будут следовать хаос, война, разделение страны и потеря независимости».

«С начала избирательной кампании было очевидно, что действующий президент готов к силовому варианту удержания власти», — подчеркнуто в докладе.

«Негосударственные медиа освещали избирательную кампанию в преимущественно информационном ключе, четко обозначали позиции разных кандидатов, относились к ним нейтрально или критически, а также озвучивали мнения различных участников избирательного процесса, — отмечено в документе. — Важной частью освещения кампании были также аналитические материалы и мнения экспертов и политологов».

В БАЖ обратили внимание на то, что во всех предыдущих президентских и парламентских кампаниях «влияние государственных СМИ на электоральный процесс было решающим», однако в этом году эти СМИ, «очевидно, утратили часть своего влияния, о чем свидетельствовало количество посещений и комментариев к изложенным в YouTube медийным продуктам, принадлежащим государственным телеканалам». Это фактически свидетельствует о «новом балансе доверия и недоверия к этим медиа».

Еще одной причиной «переориентации внимания избирателей» стало «присутствие в медийном пространстве страны альтернативных источников информации с гораздо более актуальным и динамичным, чем в государственных электронных медиа, контентом».

В БАЖ пришли к выводу, что «оценки избирательной кампании, а также то, как государственные медиа освещали саму кампанию, ее результаты, массовые протесты, замалчивая при этом многочисленные задержания, брутальное избиение и пытки мирных протестующих», дают основания говорить о «серьезном кризисе официальной журналистики».

«Избирательная кампания также обнаружила, что в обществе сформировалась реальная потребность в горизонтальной и нецензурированной коммуникации. Многочисленные задержания журналистов негосударственных медиа являются попыткой разрушить такую коммуникацию», — отмечено в докладе БАЖ.