И у БелАЗа могут затрещать рессоры!



Ольга ТОМАШЕВСКАЯ



Министр промышленности Анатолий Русецкий выступил со своей первой инициативой на этом посту. Согласно правительственному пресс-релизу, предполагается провести реструктуризацию машиностроительной отрасли. Ее суть сводится к созданию холдингов, в рамках которых к крупным преуспевающим предприятиям будут присоединяться более слабые.





В сообщении для прессы сказано, что первые холдинги уже созданы на базе БелАЗа и БелавтоМАЗа. "Это устойчиво работающие предприятия, поэтому на них и возложена задача помочь подняться слабым заводам", — говорится в сообщении.





В частности, в возглавляемый БелАзом холдинг вошел Могилевский автозавод, который сегодня находится в сложном финансовом положении.





"По мнению министра, это поможет стабилизировать ситуацию на могилевском предприятии. Здесь уже планируется модернизация сталелитейного производства за счет инвестиций, которые будут привлечены БелАЗом", — сказано в сообщении.





Предполагается, что аналогичные структуры будут созданы на предприятиях, специализирующихся на сельскохозяйственном машиностроении и станкостроении. В частности, предполагается создание холдингов на базе Минского тракторного завода и "Гомсельмаша".





Следует отметить, что к подобным мерам намерено прибегнуть и Министерство сельского хозяйства. Еще в прошлом году его представители говорили о намерении передать в аренду или продать успешным предприятиям убыточные колхозы и совхозы.





Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа к подобного рода реформированию относится скептически. По его мнению, "если навесить несколько убыточных предприятий на БелАЗ, то сам БелАЗ со временем будет таким же убыточным. Сложно сказать, насколько он может быть сильным инвестором. Для этого нужно смотреть бизнес-план. Конечно, предприятия с большим оборотом могут найти деньги, чтобы поддержать предприятия с низким оборотом. Но проблема в том, что придется оторвать деньги от себя. Сегодня мало выпускать автомобили хотя бы среднего качества, их надо еще и раскручивать, а для этого требуются большие деньги. Если средства распылить на убыточные предприятия, вряд ли БелАЗ выиграет".





По мнению лидера союза предпринимателей, проблема белорусских предприятий могла бы быть решена за счет привлечения внешних инвестиций, однако для этого пока не создано условий.





"Белорусские предприятия надо приватизировать, акционировать. Частный инвестор найдет что выпускать и как выпускать, чтобы получать прибыль и создавать рабочие места. На сегодняшний день только внешний инвестор располагает достаточными средствами, которые необходимо вложить в реконструкцию белорусских предприятий, а также более эффективным менеджментом. У нас предпочитают идти противоположным путем, не пытаясь привлекать инвесторов, чтобы они покупали предприятия и делали что положено. Условия для привлечения инвестиций в Беларуси совсем неважные, уровень инвестиций ниже, чем нужно для того, чтобы предприятия нормально развивались. Надо менять правовое пространство, в котором сегодня находится белорусская промышленность и в первую очередь решать вопросы собственности", — заключил Александр Потупа.