Министр образования: изначальная зарплата для учителя важнее, чем перспективы ее роста

Начальная зарплата учителя важнее, чем перспективы ее роста, считает министр образования Беларуси Михаил Журавков.

«Конечно, один из существенных факторов, позволяющих привлекать к профессии учителя подходящие кадры, — стартовая зарплата молодых специалистов и система дополнительных бонусов, в том числе большой отпуск, социальные гарантии и прочее», — говорится в статье Журавкова, опубликованной 19 августа в газете «Советская Белоруссия».

Однако, по словам министра, анализ других систем образования показывает, что если начальная зарплата в школе соответствует среднему уровню зарплат, которые предлагаются выпускникам вузов в других сферах деятельности в регионе, то абитуриенты охотно поступают на педагогические специальности.

«В странах с наиболее успешно развивающимися системами образования пришли к выводу: важно довести начальную зарплату учителя до уровня начальных зарплат выпускников вузов в других областях, но ее повышение за пределы среднего рыночного уровня не приводит к дальнейшему росту качества и/или количества соискателей на должность учителя, — продолжает министр. — Так, в Великобритании, где зарплата учителя была чуть ниже средней для выпускников высших учебных заведений, ее небольшое повышение (на 10%) привело к существенному притоку соискателей (на 30%). В то время как в Швейцарии, где зарплата была уже изначально очень высокой (116% от ВВП на душу населения), дальнейшее повышение дало малый эффект».

Журавков считает: «Во-первых, для принятия решения стать учителем начальная зарплата важнее, чем перспективы ее дальнейшего роста. Во-вторых, решение учителей продолжить работу, как правило, слабо связано с увеличением зарплаты».

Свой второй вывод он аргументирует результатами социологического исследования, проведенного в этом году сотрудниками Академии последипломного образования среди педагогических работников. На вопрос о наиболее привлекательных сторонах профессии учителя были получены следующие ответы: интеллектуальный характер профессии — 84,6%; возможность работать в творческой среде — 83,7%; возможность передавать свои знания, умения, навыки молодому поколению — 80%; возможность достичь социального признания — 68,4%; значимость профессии в обществе — 65,8%.