Чалый: у белорусско-турецких экономических отношений перспективы развития пока не просматриваются

Целью визита Эрдогана в Беларусь была главным образом политика, но никак не экономика. Такое мнение высказал БелаПАН 12 ноября в Могилеве независимый экономист Сергей Чалый.

Напомним, 11 ноября Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с Александром Лукашенко в узком составе заявил о возможности довести товарооборот между двумя странами до 1 млрд долларов.

«Эта цифра произносится всеми абсолютно. Если «погуглить» «довести товарооборот до 1 млрд», то это будет список из стран пяти точно, и все они разные совершенно», — сказал Чалый.

По его мнению, у Беларуси с Турцией особая специфика экономических отношений — главным образом это был потребительский импорт — от одежды до строительных материалов. «Поскольку у нас сейчас политика экономическая — борьба с потребительским импортом, в том числе и путем сокращения располагаемых доходов населения, то в этом направлении серьезных перспектив не видится», — отмечает экономист.
 
«Если говорить о каком-то сотрудничестве инвестиционном или кооперационном, как у нас сейчас президент очень любит говорить, когда речь идет о создании совместных производств, то это пока сборка машино-комплектов «МАЗов» и все в общем-то», — считает Чалый.

Инвестиционные проекты с участием турецкого капитала в основном касались строительства, в первую очередь, коммерческой недвижимости, но в этой отрасли сейчас серьезное перепроизводство, утверждает эксперт.

«В основном они экспортировали услуги инвестиционного характера, а как раз в этом вопросе у нас инвестиции сокращаются очень сильно. Сильнее, чем ВВП, в разы», — говорит экономист, отмечая, что «и здесь не очень видно, как что-то могло бы развиваться».

Возможную перспективу развития экономических взаимосвязей двух стран Чалый видит в приходящих в Беларусь турецких брендах одежды, которые замещают «более серьезные европейские бренды такого же нижнего ценового сегмента».

Экономист уверен, что визит Эрдогана носил главным образом политический характер. «Эрдоган в определенном смысле слова оказался в не очень ловкой ситуации после неудавшегося переворота, где последствия от неудачи превысили последствия от того, если бы он удался. И к нему сейчас с настороженностью относятся лидеры европейских государств. И в этом смысле — «встретились два одиночества», друг другу высказали поддержку в своем особом пути», — заявил Чалый.