Лукашенко: кто-то должен ответить за отсутствие положительных результатов в сфере машиностроения

Александр Лукашенко требует кардинально изменить ситуацию в сфере машиностроения. Об этом он заявил 24 ноября, заслушивая доклад о стратегии развития отрасли, сообщает БелаПАН со ссылкой на пресс-службу президента.

Лукашенко напомнил, что на совещании летом 2015 года было поручено выработать меры по развитию машиностроительных организаций. Больше года правительство определялось со стратегией развития машиностроения, спад в этой области затянулся, добавил он. «При этом ведущим организациям отрасли была оказана значительная господдержка. Машиностроителям помогли рефинансировать кредитную задолженность, пополнить оборотные средства и тем самым создать предпосылки для эффективной работы. Однако существенных положительных результатов не наблюдаем. И за это кто-то должен ответить», — заявил глава государства.

По его словам, только за 2014-2015 годы предприятия потеряли половину объема выпускаемой продукции, в том числе почти 25% — за 2015 год. При сложившейся низкой базе прошлого года промышленный потенциал отрасли за январь-октябрь 2016 года восполнен всего на 3%, добавил Лукашенко. «Если мы и дальше будем развивать производство в таком режиме и темпах, то для выхода на уровень 2013 года понадобятся, как вы понимаете, десятки лет. Такие темпы недопустимы. Ситуацию надо кардинальным образом исправлять. Меня интересует, есть ли у правительства действительно эффективные меры для подъема отрасли? Знают ли руководители предприятий пути решения проблем? Хотел бы от сегодняшнего совещания получить честный, откровенный и принципиальный разговор: что мешает, что надо сделать и как мы это будем делать», — сказал он.

Глава государства потребовал доложить, как и в каких направлениях развивается мировое машиностроение и учтены ли при разработке белорусской стратегии эти тенденции, а также «какие есть проблемные вопросы, без решения которых невозможна устойчивая работа отрасли». Лукашенко также поручил проинформировать его, какова объективная оценка руководящего состава кадров, которые будут заниматься реализацией стратегии развития белорусского машиностроения, и способны ли они решить стоящие перед отраслью задачи.

Проект стратегии развития белорусского машиностроительного комплекса рассматривался президиумом правительства 22 ноября. Как отметил премьер-министр Андрей Кобяков, по итогам работы за январь-сентябрь 2016 года в целом по Минпрому произведено промышленной продукции на 6,3 млрд рублей. Объем поставок на экспорт составил 2,4 млрд долларов. «Сегодня машиностроительным предприятиям приходится работать в очень сложных экономических условиях. Это падение спроса на мировых рынках и, как следствие, снижение цен на продукцию, дефицит оборотных средств, сложности с финансированием», — сказал он.

Премьер-министр обратил внимание, что «по мере возможности» ведущим машиностроительным организациям (ОАО «МАЗ», ОАО «БелАЗ», ОАО «БМЗ», ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш», холдинг «Автокомпоненты») в 2015-2016 годах оказывалась определенная господдержка, что позволило сохранить производства и обеспечить их ритмичную работу.

Напомним, в прошлом году Лукашенко подписал несколько указов о господдержке промышленных гигантов.