Оршанский суд оштрафовал журналистку Катерину Бахвалову на 690 рублей

В понедельник, 13 марта, суд Оршанского района и города Орши оштрафовал журналистку-фрилансера Катерину Бахвалову (Андрееву) на 30 базовых величин (690 рублей) за незаконное изготовление и распространение продукции СМИ, а также неподчинение сотрудникам милиции.

В обоих правонарушениях судья Инна Кохова обвинила журналистку по итогам акции протеста против декрета № 3, которая прошла 12 марта в этом районном центре Витебской области, пишет БелаПАН.

Конвой из четырех милиционеров привел Бахвалову в зал заседания около 14.40. Представителей общественности и журналистов в помещение не пустили. Одна из сотрудниц суда сообщила, что дело задерживается из-за ожидания свидетелей.

Спустя 15 минут для ознакомления с материалами дела в зал заседаний пропустили адвоката Бахваловой Вадима Мушинского. К девушке также допустили ее мужа, журналиста Игоря Ильяша.

Судебное заседание, на которое допустили всех желающих, началось около 15.00. Судья Кохова сразу потребовала от журналистов прекратить видеосъемку и поставить всю аппаратуру вдоль стены зала.

В начале процесса Бахвалова выглядела очень подавленной и уставшей, постоянно плакала. Свое состояние она объяснила тем, что не смогла подкрепить силы едой в камере изолятора временного содержания, где ей пришлось провести ночь до суда, — там, «где стоит туалет и люди справляют свою нужду». Спустя час после начала процесса журналистку стало тошнить, но от медицинской помощи она отказалась.

Судья зачитала материалы дела, из которых следовало, что Бахвалова 12 марта на несанкционированной акции в Орше, «не являясь аккредитованным журналистом, изготовляла материалы с использованием логотипа не зарегистрированного в Беларуси телеканала «Белсат». Милиция усмотрела в этом правонарушение по ч. 2 ст. 22.9 КоАП (нарушение законодательства о печати и других средствах массовой информации).

Помимо этого, сотрудники органов внутренних дел обвинили Бахвалову в правонарушении согласно ст. 23.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий), поскольку «она вела видеосъемку в здании ОВД и не отвечала на требования ее прекратить».

Журналистка в суде заявила, что нигде не работает, хотя впоследствии сообщила, что занимается фрилансерской деятельностью и сотрудничает на гонорарной основе с несколькими зарегистрированными в Беларуси медиа.

С обвинениями Бахвалова категорически не согласилась. Отвечая на вопрос судьи, осуществляла ли она съемку и производила ли трансляцию в интернет на акции 12 марта в Орше, журналистка заявила, что на акции она «держала в руках микрофон и описывала, что видит». Она пояснила, что отвечала за «наполнение сюжета, но не за видеотрансляцию» и «не была в курсе технических подробностей».

Поясняя ситуацию в Оршанском РОВД, из-за которой ее обвинили в неподчинении милиции, Бахвалова заявила, что добровольно прибыла в отделение милиции вместе с задержанным коллегой-оператором. В фойе отделения он отдал ей всю свою технику.

«Какую функцию исполняла эта техника, я не знаю, я не отвечаю за технические детали. Я не знаю, как собственноручно вести трансляцию, мне ранее не приходилось иметь с ней дело. Я не знала, как обращаться с этой техникой», — подчеркнула журналистка.

Она признала, что сотрудники милиции в отделении неоднократно требовали у нее прекратить вести видеосъемку, но поскольку она не отвечает за технику, то будто бы не смогла быстро найти нужную кнопку, чтобы выключить аппаратуру.

Начальник оперативно-дежурной службы РОВД Павел Чернявский засвидетельствовал, что Бахвалова не реагировала на требования прекратить съемку.

«После неоднократных требований она была доставлена в дежурную службу для дальнейшего разбирательства», — сказал милиционер. Он отметил, что журналистка не просила помочь выключить технику.

В материалах дела отмечено, что Бахвалова ответила категорическим отказом на требование прекратить видеотрансляцию, но это не подтвердилось ни в ходе опроса свидетеля, ни при просмотре видеозаписи из ОВД.

Адвокат Мушинский в суде сказал, что не видит в деле состава правонарушений. Он подчеркнул, что Бахвалову нельзя считать иностранным журналистом, поскольку у нее нет оформленных трудовых отношений с «Белсатом». Защитник также оспорил то, что Бахвалова занималась изготовлением продукции СМИ, потому что «журналист не может быть отнесен к субъектам изготовления и распространения продукции СМИ, поскольку эти функции возложены на юридическое лицо — средство массовой информации».

«Привлечение к ответственности по данной статье — это нарушение прав, предусмотренных Конституцией и международными обязательствами, взятыми на себя Беларусью», — сказал он.

Адвокат обратил внимание на допущенные милицией процессуальные нарушения, в частности Чернявский не разъяснил Бахваловой причину задержания, а также ее права и обязанности. «Кроме того, из материалов дела усматривается, что копии протоколов о правонарушениях ей не выдавались, что является нарушением», — добавил он.

Несмотря на все доводы защиты и самой журналистки, судья Кохова оштрафовала Бахвалову на пять базовых величин (115 рублей) за неподчинение требованиям милиционеров, а также на 25 базовых величин (575 рублей) за незаконное изготовление продукции СМИ.

Бахвалова намерена обжаловать решение суда.


  • как народ поступает с карателями история помнит.
  • вот только штрафы и умеют прилежно выписывать..а больше ни на что не годны..позорище
  • Александр Дорогов
    ЖУТЬ...