Беларуси нужен спецзакон для более эффективного противодействия домашнему насилию

По мнению заместителя начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергея Красуцкого, для более эффективного противодействия домашнему насилию в Беларуси необходимо принимать специальный закон.

Как заявил он 17 апреля в Минске на пресс-конференции, посвященной проведению в Беларуси республиканской профилактической акции «Дом без насилия», пишет БелаПАН.

Представитель МВД отметил, что проблема насилия в семье для Беларуси сохраняет актуальность. Если в 2016 году отмечалось сокращение количества убийств и причинения тяжких телесных повреждений в отношении близких, то с начала 2017 года наблюдается рост этих преступлений. Каждое четвертое убийство и тяжкое телесное повреждение совершается близкими людьми, подчеркнул представитель МВД.

«Благодаря тому, что сегодня у нас уже отработаны меры и механизмы профилактики домашнего насилия, мы с этой проблемой в определенной степени справляемся. Однако статистика этого года говорит о несовершенности наших рычагов воздействия на бытовых агрессоров. Поэтому нам необходим закон, который позволит нам более эффективно работать с лицами, совершающими насилие, и оказывать помощь пострадавшим от него», — заявил он.

Кроме этого Красуцкий рассказал, что МВД настаивает на необходимости принять закон по предотвращению домашнего насилия и готово его разрабатывать.

«Работа по его разработке ведется пока на уровне консультаций в экспертном сообществе, единого мнения не выработано», — сказал он, отметив, что в ближайшей перспективе работа над совершенствованием законодательства в этом направлении будет продолжена.

Представитель МВД рассказал, что в первую очередь нужно расширить определение домашнего насилия. По сегодняшнему законодательству ответственность за насилие в семье распространяется на довольно узкий круг лиц — людей, которые живут на одной территории и ведут общее домашнее хозяйство.

Также закон не учитывает ситуации, когда разведенные люди вынуждены проживать на одной территории, а конфликты продолжаются. Вторая проблема — излишне бюрократизированный механизм защиты от домашних агрессоров, сказал Красуцкий.

Например, защитное предписание милиция может применять только после второго привлечения насильника к административной ответственности. Неэффективна и такая мера, как штраф, потому что бремя его выплаты ложится на семейный бюджет. Еще один необходимый шаг — закрепить законодательно коррекционные программы для агрессоров.

«Те, кто совершает насилие в семье, сами проходить коррекционную программу не вызовутся, поэтому должен быть механизм, который предполагает обязать домашних агрессоров ее пройти», — сказал Красуцкий.

С начала 2017 года возбуждено почти 600 уголовных дел в отношении домашних агрессоров. В ЛТП направлено около 2,3 тыс. лиц с хроническим алкоголизмом. К административной ответственности за правонарушения в быту привлечено более 13 тыс. человек, выписано 1,2 тыс. защитных предписаний, более 90% из них — с выселением из общего жилья.