Депутаты начнут рассматривать законопроект о борьбе с терроризмом, внесенный в парламент Лукашенко

В среду, 19 апреля, Палата представителей Национального собрания приступит к рассмотрению в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом».

Законопроект был внесен в парламент президентом 2 февраля этого года, пишет БелаПАН.

Изменения затронут Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, закон «О борьбе с терроризмом».

Так, расширяется диспозиция ч. 1 ст. 290-1 УК «Финансирование террористической деятельности». В действующем варианте статьи речь идет о наказании от 8 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества за «предоставление или сбор средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для виновного террористов, террористических групп и террористических организаций (финансирование террористической деятельности)». Предлагается слова «(финансирование террористической деятельности)» заменить словами «в том числе в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности (финансирование террористической деятельности)».

Расширенное понятие финансирования террористической деятельности предлагается также закрепить в законе о борьбе с терроризмом и КоАП.

Основные поправки, предлагаемые законопроектом, касаются закона о борьбе с терроризмом. В статье 3 предполагается дать определение понятию «критически важные объекты». Согласно законопроекту, это «объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Стоит отметить, что понятие «критически важные объекты» было введено указом президента № 356 от 17 августа 2015 года. Он предусматривает создание во всех регионах Беларуси комиссий по противодействию экстремизму и борьбе с терроризмом.

Действующий закон предлагается дополнить статьей 9-1 «Недопущение совершения актов терроризма на критически важных объектах». Ей предусмотрено, что госорганы и иные организации, эксплуатирующие критически важные объекты, обязаны обеспечить недопущение совершения актов терроризма на данных объектах посредством организации и (или) осуществления охранной деятельности и соблюдения требований безопасности, предусмотренных национальным законодательством, а также выполнения профилактических, режимных, организационных и иных мер предупреждения террористической деятельности и минимизации ее последствий в порядке, установленном президентом.

Дополнение в статью 10 закона предусматривает, что «в целях пресечения акта терроризма в отношении охраняемых лиц и (или) на охраняемом объекте решение о создании оперативного штаба для непосредственного управления контртеррористической операцией может приниматься Службой безопасности президента Республики Беларусь».

Согласно действующему законодательству оперативный штаб может создаваться Комитетом государственной безопасности. Руководить им может представитель КГБ или МВД «в зависимости от того, компетенция какого органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции».

В закон предлагается ввести еще одну новую статью — «Выполнение международных обязательств Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом». Она предполагает, что госорганы и иные госорганизации в случаях, предусмотренных законодательными актами страны, обеспечивают в пределах их компетенции принятие мер по выполнению резолюций СБ ООН в отношении организаций и граждан, включенных в формируемый КГБ Беларуси перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности. Порядок принятия таких мер определяется президентом.

Новой статьей определено, что КГБ взаимодействует в порядке, определенном правительством, с Комитетом СБ ООН путем обмена информацией, а также внесения предложений о включении или исключении организаций и граждан из санкционного перечня, формируемого названным Комитетом Совета безопасности Организации Объединенных Наций.

«В отношении организаций и граждан, включенных в перечень лиц, причастных к террористической деятельности, принимаются меры по предотвращению финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Запрет на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с указанными организациями и гражданами вводится в порядке, установленном президентом Республики Беларусь», — говорится в законопроекте.

Он предусматривает, что «иностранные граждане и лица без гражданства, включенные в перечень лиц, причастных к террористической деятельности, подлежат включению в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен».

Законопроектом уточняется компетенция Госпогранкомитета в сфере борьбы с терроризмом. Так, одна из частей статьи 7 в предлагаемом разработчиками варианте предусматривает, что «органы пограничной службы Республики Беларусь осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Республики Беларусь, оказания содействия таможенным органам Республики Беларусь в предупреждении, выявлении и пресечении незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ, ядерных материалов и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения актов терроризма, а также осуществляют пресечение актов терроризма на объектах инфраструктуры приграничной территории».

В редакции действующей статьи отсутствуют положения об оказании содействия таможенникам «в предупреждении, выявлении и пресечении незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь…» и об осуществлении пресечения терактов на объектах инфраструктуры приграничной территории. В то же время пограничникам ставилась задача участия в проведении контртеррористических операций.

Поправки в действующее законодательство должны вступить в силу через три месяца после официального опубликования нового закона.