Сергей Дроздовский: в Беларуси максимальная степень помощи людям с психическими нарушениями — интернат

В стране наблюдается рост диспансеризованных пациентов с психическими расстройствами, свидетельствует исследование «Оценка готовности оказания услуг людям с интеллектуальными и/или психическими нарушениями на уровне местных сообществ в Беларуси».

Как сообщает БелаПАН, презентация исследования, которое в сентябре—ноябре 2016 года проводили литовские и белорусские эксперты, состоялась 28 июня в Минске.

По данным Минздрава, количество пациентов с психическими расстройствами, подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, с 2000-го по 2015 год выросло на 39% и составило 18.071 человек, или 190,4 пациента на 100 тыс. населения. За 15 лет особенно возросло число психозов (прирост — 74%) и случаев умственной отсталости (прирост — 55%).

На диспансерном учете состоит более 200 тыс. человек — около 2% населения. В структуре диспансерного учета преобладают алкоголизм и алкогольные психозы (61%), психические расстройства составляют 35%.

Примерно 30 тыс. человек признаны инвалидами вследствие психических нарушений. Это около 5% всех лиц со статусом инвалидности. В интернатных психоневрологических учреждениях проживает 18 тыс. человек.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский (на снимке) обратил внимание, что в Беларуси, как и в СНГ в целом, политика помощи таким людям отличается от европейской: лечебные и социальные услуги нацелены на помещение человека в стационар, а на Западе, наоборот, идет процесс деинституализации. В Беларуси в соответствии с комплексной программой социального обслуживания на 2010—2015 годы число мест в психоневрологических интернатах должно было увеличиться с 17.849 до 18.551. Из 80 интернатов 47 — психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов, 10 — дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.

«Получается, что в Беларуси наивысшая степень помощи государства людям с психическими и интеллектуальными нарушениями — стационарное учреждение, — сказал Дроздовский. — Человек стоит перед выбором: самостоятельно бороться и преодолевать свои проблемы или отправляться в интернат».

При этом он подчеркнул, что условие помещения человека в интернат, где он может получить необходимую помощь, — лишение его дееспособности. «То есть человек фактически теряет свою гражданственность и всякие права, а его опекуном становится администрация интерната», — пояснил представитель офиса.

По словам Дроздовского, случаи реабилитации и выхода людей из интернатов единичны. Как правило, человек, попавший в интернат, остается там пожизненно.