Указ об ограничении полномочий контролирующих органов — попытка перейти от карательных мер к профилактическим, считает эксперт

Подписанный 16 октября Александром Лукашенко указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» является попыткой перейти от карательных мер в отношении субъектов предпринимательства к профилактическим. Такое мнение высказал руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, член Совета по развитию предпринимательства при президенте Ярослав Романчук, который постоянно высказывался против излишнего вмешательства государства в экономические отношения.

«Сам указ пока не опубликован, но в комментарии к нему нашли отражение многие пожелания, которые не один год высказывало бизнес-сообщество, — сказал Романчук  БелаПАН. — Среди главных — отказ от необоснованных проверок, введение ответственности для контролеров и сокращение на треть их количества. Можно приветствовать создание межведомственного совета по анализу контрольной деятельности, хотя пока непонятно, кто туда войдет».

По словам эксперта, в указе есть и слабые места. «Исходя из комментария к документу, вижу, что не решена проблема равенства сторон: любые споры сейчас трактуются в пользу контролирующих органов. Да и сами проверки можно назвать, допустим, мониторингом и обойти тем самым документ. Ничего нет и о блокировании и списании средств со счетов до решения суда», — отметил Романчук.

Кроме того, по его словам, бизнес-сообщество считает важным, чтобы штрафные санкции по результатам проверок были соразмерны выявленным нарушениям.

В релизе пресс-службы президента по случаю подписания указа отмечается, что документ предусматривает смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.

В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований (выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа и др.).

Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. «При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки», — подчеркивается в сообщении.

Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам — проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.