Украинские нардепы просят премьера прекратить финансировать ремонт дорог «Белавтодором»

Более 20 депутатов Верховной Рады Украины обратились к премьер-министру страны Владимиру Гройсману с просьбой прекратить выделение бюджетных средств структурам белорусского холдинга «Белавтодор» на ремонт автомобильных дорог.

Фото носит иллюстративный характер

Инициатором депутатского запроса выступил депутат от партии «Свобода» Юрий Левченко. Его поддержали члены других фракций, в том числе известный журналист Мустафа Найем, который в 2013 году призвал граждан выйти на улицы после отказа президента Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС (с этого начался Евромайдан), а в 2016-м приезжал в Минск на похороны убитого в Киеве белорусского коллеги Павла Шеремета.

«Официальный Минск неоднократно фактически выражал поддержку российской агрессии и аннексии территории Украины, а на международном уровне в вопросах территориальной целостности Украины, милитаризации Крыма, освобождения политических пленников Кремля занимал четкую прокремлевскую позицию», — пишут авторы обращения.

Они отмечают, что в 2018 году при голосовании по украинским резолюциям в ООН Беларусь четыре раза «становилась на сторону путинской России».

Кроме того, обращают внимание подписанты, российские спецслужбы выкрали на белорусской территории украинца Павла Гриба, а белорусские — задержали украинского журналиста Павла Шаройко.

По мнению депутатов, необходимо поддерживать политический диалог с Беларусью, но «есть другое измерение — экономическое».

«Экономика Беларуси функционирует за счет российского субсидирования. Ежегодно обе страны проводят масштабные военные учения вблизи границы Украины, — отмечают парламентарии. — Сегодня украинская власть оказывает содействие белорусской экономике во многих отраслях, от продовольственной до машиностроительной. Однако в свете вышеперечисленных недружественных шагов власти Беларуси и ее зависимости от России это выглядит неразумно».

«Наибольшую активность белорусской экономической экспансии мы наблюдаем в сфере строительства автодорог. Эта сфера, в отличие от  других, напрямую финансируется средствами налогоплательщиков из государственного бюджета Украины», — подчеркивают авторы.

Со ссылкой на СМИ они отмечают, что в ближайшее время Кабинет министров Украины намерен выделить на ремонт трассы Киев — Одесса более 600 млн гривен (более 22 млн долларов) строительно-монтажному тресту № 8, входящему в структуру «Белавтодора».

«За последние годы эта компания (трест № 8. — БелаПАН.) победила в 14 тендерах на строительство и ремонт дорог в Украине на общую сумму свыше 1,5 млрд гривен. Очевидно, что эти средства фактически выводятся из Украины», — утверждают депутаты.

По их мнению, очередное решение правительства «финансировать деятельность белорусской компании» может иметь «особенно негативные последствия в свете ползучей аннексии Беларуси, которую Кремль преподносит как интеграцию субъектов союзного государства».

Депутаты считают также, что белорусские компании с пренебрежением относятся к украинскому законодательству, о чем свидетельствует жалоба СМТ № 8 в Службу автомобильных дорог в Киевской области.

«В частности, компания требует проводить тендеры в Украине на русском языке, поскольку он признан региональным и не требует «дополнительного толкования», — обращают внимание парламентарии. — В таких условиях, украинское государство может понести ущерб от привлечения к выполнению важных работ на стратегических объектах инфраструктуры иностранных компаний, управление которыми могут осуществлять лица, аффилированные с властью страны-агрессора».

Авторы депутатского запроса просят премьер-министра «отменить все решения об использовании бюджетных средств для финансирования соответствующей деятельности компаний из Республики Беларусь», а также «провести всестороннюю объективную проверку возможной причастности государственных служащих и должностных лиц Государственного агентства автомобильных дорог Украины к лоббированию интересов иностранных компаний в освоении значительных государственных заказов на выполнение ремонтно-строительных работ в Украине».

Холдинг «Белавтодор» был создан в 2013 году на базе одноименного республиканского унитарного предприятия в целях оптимизации и повышения эффективности работы дорожного хозяйства. В состав холдинга входят управляющая компания, 7 дорожно-строительных трестов, 2 дорожно-строительных управления, 1 строительно-монтажный трест, компании «Мостострой», «Дорстройиндустрия» и «Белдортранс».